«Не плачь, мама!»

«Жизнь была на волоске. Но ничего, это война...»

В наше время люди пишут куда меньше писем. А ведь именно им принадлежит часть истории, правдиво отраженной в простых жизненных строчках…

Татьяне Подлипской из Климовичей недавно удалось подержать в руках фронтовые треугольники, отправленные домой солдатом Великой Отечественной войны, и представить, как радовались родные, с волнением развернув листок: «Здравствуйте, мои дорогие, я жив, здоров…»

Жительница агрогородка Тимоново Галина Николаевна Доменикан до сих пор трепетно хранит более двадцати писем с фронта своего дяди по линии матери Сергея Федотовича Мартынова.

В 1943 году Сергей добровольцем ушел на фронт, где уже воевали его отец и старший брат. К сожалению, братья погибли на войне, а их отцу посчастливилось выжить. Сначала солдатские письма берегла бабушка, затем мама Галины Николаевны, а теперь она — вместе с детьми и внуками.

Наверное, в каждой семье есть драгоценные реликвии, вещи, хранящие в себе связь времен. Расскажите о них! Напишите письмо в «Р»!

А пока давайте вместе почитаем строчки военного времени.

25.09. 1944. …Из далекого краю сообщаю вам несколько слов о своей жизни. Живу пока хорошо, несмотря на то, что жизнь моя каждую минуту может быть подвергнута опасности. Но ничего, надо добить огрызающегося зверя в его берлоге.

Сегодня как раз, мама, мне исполнилось 20 лет. Празднуйте там в мирной обстановке, отмечайте. Прошу, мама, не беспокойся.

03.10.1944. Привет с фронта! Часто приходится бывать в опасности. Так, например, 28 сентября я попал под фашистский минометный обстрел. Жизнь была на волоске. Но ничего, это война. Сейчас нас разделяют полторы тысячи километров. Я на чужой земле, недалеко от столицы Польши и часто вспоминаю родной дом, тот блиндаж, в котором мы жили, всю семью и родню. Сейчас, мама, я продолжаю обучаться на младшего командира, скоро, если вдруг не изменит судьба, присвоят звание…

10.10.1944. Жизнь, конечно, часто подвергается опасности, но ничего не поделаешь. Нужно покончить быстрей с фашистской пакостью. Восстановить мир на земле, чтобы мы могли свободно работать, жить и учиться. Предстоят трудные дни, если я их переживу, то останусь живым, вернусь домой. Вы помните, как гремело эхо наших орудий, когда немцы держали оборону в нашей деревне, сейчас оно повторяется. Мы создадим немцам такой гром! Не плачь, мама, береги силы. Учебу свою на младшего командира я закончил. Присвоили звание, младшего сержанта…

12.12.1944. Привет с фронта! Дорогая сестра Наденька. Я жив и здоров. На одном месте долго не приходится быть. Сейчас нахожусь на берегу реки Буг… Наденька, что здесь натворили фрицы! Здесь был лагерь пленных. В лесу кладбище. В каждой могилке по 150, 140, 80, 90, 142, 200 и целая бесконечность людей, уснувших от рук немцев навек. Это непростительно.

И вот строки из последнего письма:

10.01.1945. Здравствуй, моя сестра Надя. Я жив и здоров. Как там живут дома? Есть ли у нас хлеб, картошка?..

По всему видно, что мысленно солдат уже в родной хате. Но до окончания войны еще четыре трудных месяца. Вот только об этом бойцу Сереже Мартынову не суждено было узнать.

На снимке: письмо с войны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter