История поиска одного убийцы. Как жодинские сыщики вышли на след опасного преступника

Не первая жертва

Несколько лет назад в лесном массиве вблизи города Жодино жестоко убили молодую девушку. Преступника не могли найти год. Казалось, что у сыщиков больше не осталось зацепок. Но внезапный звонок придал делу новый, неожиданный поворот.

Рисунок Олега КАРПОВИЧА

Как водится в небольших городах, о трупе нагой девушки, который нашли в гороховом поле, жители узнали раньше, чем об этом написали местные СМИ. «Какой ужас!» — недо­умевали горожане, пока группа сыщиков из Жодино и Смолевичей в буквальном смысле рыла землю в поисках убийцы.

«Ее труп нашли дачники в глубине леса, на небольшой прогалине недалеко от города, буквально в 4 километрах. При первом осмотре нам сразу стало понятно, что это умышленное убийство. На шее и голове жертвы были отчетливо видны колото‑резаные проникающие ранения. Как позже выяснили эксперты, всего их было 5. Лицо женщины было в крови, верхняя одежда стянута на кисти рук, тело забросано ботвой гороха, который рос рядом. Тело протащили по земле несколько метров», — сегодня для Сергея Климовича, начальника уголовного розыска Жодинского ГОВД, это дело уже история. Но на тот момент сыщики, как и все жители города, были в недоумении: кто мог совершить столь зверское убийство и по какой причине? О том, что оно было совершено жестоко, говорили не только ранения, но и разорванная, снятая явно чужими руками, одежда.

Убитая 24‑летняя девушка работала шлифовщицей на ­БЕЛАЗе, была разведена, воспитывала маленькую дочь. «Первым делом, — вспоминает Климович, — мы с коллегами внимательно изучили образ жизни и связи погибшей, опросили множество ее знакомых и тех, с кем она общалась. Установили, что в тот день в 11 часов дня она на велосипеде отправилась в лес за черникой».

Однако собранной в ходе осмотра места происшествия и путем опроса знакомых погибшей информации, которая хоть каким‑то образом могла бы приблизить сыщиков к убийце, было мало. Зацепкой стали велосипед «Аист» и мобильный телефон «Нокиа», которые принадлежали жертве. На месте преступления милиция их не нашла. Под пристальное внимание попали ближайшие дачные поселки. Сыщики искали велосипед, у которого были отличительные особенности: отсутствовал катафот, а одна из деталей была покрашена в другой цвет. Однако объемная и кропотливая работа, проделанная оперативниками, не дала результата. Но она помогла найти свидетеля. Местный житель рассказал, что в тот день он вместе с сыном на автомобиле проезжал недалеко от того места, где позже нашли жертву. И видел, как она стояла рядом с седым мужчиной и, скорее всего, разговаривала с ним. Больше никаких пояснений свидетель дать не мог. Говорит, ехал за рулем и не успел ничего рассмотреть. Казалось, что дело так и останется нераскрытым. Однако через год оно приняло новый оборот.

Взгляд душегуба


Мобильные телефоны давно превратились в вещи, без которых мы не представляем свою жизнь. Их значение сложно переоценить. Но вряд ли убитая в Жодино молодая мама могла представить, что ее старенький «Нокиа» поможет в итоге сыщикам вычислить убийцу. «Мы сразу же начали отслеживать телефон жертвы. Но он все время был недоступен. Однако ровно через год нам поступила информация, что его включили и им пользуется кто‑то в Жодино», — вспоминает события того года Климович. Личность нового владельца мобильника была моментально установлена. Телефоном пользовался молодой парень, который никогда не привлекался к уголовной ответственности и в целом вел довольно благонадежный образ жизни. «Неужели он и есть убийца?» — сыщикам представить это было сложно.

«Добрый день, это из милиции вас беспокоят. Вы не могли бы встретиться со мной?» — Климович решил поговорить с парнем с глазу на глаз, не афишируя причину. На встречу пришел аккуратно одетый молодой человек с испуганными глазами. Он честно признался, что телефон ему подарил отец. Климович понял, что медлить нельзя, и, пока парень оставался в отделении, решил лично приехать в гости к дарителю.

«Откройте, милиция!» — нажимая на кнопку дверного звонка, оперативник был уже почти уверен, что дверь ему откроет убийца. Ведь в подъездном тамбуре стоял тот самый, украденный на месте преступления велосипед.

 На пороге стоял седой мужчина. Еще одно совпадение. Дальше, вспоминает Климович, действовать нужно было очень аккуратно. Он заранее придумал легенду о том, что в подъезде произошла драка, и теперь рассказывал об этом тому, кто стоял напротив. «Когда я начал спрашивать, видел ли П. что‑нибудь, живет ли один, не беспокоят ли соседи, он стал уводить от меня глаза, прятать их. Было очевидно, что он что‑то скрывает», — Климович сказал мужчине, что ему нужно проехать в отделение милиции. Ничего не спрашивая, тот молча вышел вместе с оперативником и сел в машину.

Сыщики знают: установить личность преступника и его задержать — это половина дела, еще труднее доказать вину и услышать от него признательные показания, особенно когда речь идет о тяжких умышленных преступлениях, убийствах.

Этот случай был как раз трудным: «П. долго не признавался в том, что совершил убийство. Хотя мы первым делом опросили его с помощью полиграфа, который дал положительный результат», — Климович говорит, что решающим аргументом в противоборстве между убийцей и оперативниками стали пропавшие вещи, которые принадлежали жертве. «Как вы можете объяснить присутствие велосипеда убитой в вашем доме?» — когда обвиняемый понял, что отрицать вину смысла больше нет, он рассказал и показал, как именно убивал девушку. «Задержанный пояснил, — вспоминает Климович, — что в тот день был пьян, ночевал на даче недалеко от места убийства. Пил на протяжении суток, а потом решил пойти погулять. В лесу П. встретил девушку, которая собирала чернику, захотел с ней пообщаться, предложил вступить в интимные отношения. Что было дальше, говорит, не помнит». Но даже без его воспоминаний можно представить, что сотворил физически крепкий пьяный мужчина 50 лет с хрупкой девушкой, которая ему отказала. Экспертные исследования подтвердили сделанные сыщиками выводы.

Прошлое не отпустило


Когда‑то у преступника были все шансы стать достойным гражданином. Он вырос в деревне, с детства был приучен к труду. После школы служил в Германии, был физически крепок и вынослив, поэтому проходил службу в элитном подразделении разведки ВДВ. Там же активно занимался спортом, выступал на соревнованиях по армейскому многоборью и кроссу, не раз становился призером. Но жизнь пошла наперекосяк после того, как он вернулся из армии. В родительском доме к тому времени слишком часто стал слышаться звон рюмок. После одной из пьяных вечеринок отец и мать уснули, оставив без присмотра маленького сына, брата П. Малыш, гуляя по дому, открыл дверцы печи, откуда высыпались горящие угли. Ребенок получил сильнейшие ожоги. Вернувшись домой и увидев это, П… убил своих отца и мать обухом топора! Позже, на суде, он расскажет, что сделал это, потому что родители недосмотрели за ребенком. Суд, приняв во внимание состояние аффекта, положительные характеристики с места службы, осудил П. на 10 лет лишения свободы.

 «Совершив тогда двойное убийство, П. показал сам себе, на что способен. Вероятно, когда ему отказала молодая девушка, он вспомнил об этом», — рассуждает Климович и признается: то расследование он запомнит надолго. Уж слишком много в нем было типично криминального: ощущение, что преступление буквально срисовано с детективного фильма.

За убийство девушки П. приговорили к 17 годам лишения свободы в условиях усиленного режима. Неопровержимым подтверждением его виновности стали доказательства — сотовый телефон, показания свидетелей, велосипед, заключения десятков экспертиз, а также его точный рассказ на месте преступления о том, как убивал жертву.

isaenok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter