Не ожидали фрицы таких «подарков»…

В июне 1942 года отряд капитана  Ковалева десантировался в добрушских и злынковских лесах...

С 9-го по 13 июня 1942 года отряд капитана  Николая Ковалева (на снимке) на парашютах десантировался в добрушских и злынковских лесах. Семьдесят человек разместились недалеко от лесной усадьбы Нетеша Добрушского лесничества. В отряде Ковалева было две радиостанции, поддерживалась устойчивая связь со штабом фронта и центром.

Капитан Ковалев с помощью местных жителей создал широкую разведывательную сеть резидентов, связных и осведомителей. Они внедрялись, устраивались на работу в немецкие службы.

Незаменимым человеком была переводчица немецкого языка у коменданта станции Злынка Майя Симоненко. Через нее узнавали номера воинских частей и направления их передислокации, какой груз следует эшелонами на фронт. Полученные разведданные регулярно передавались командованию фронта.

К осени 1942 года спецотряд вырос до трехсот человек. Увеличилось число подпольных групп.

…В конце апреля 1943 года подпольщики установили, что в девяти километрах от Гомеля по Черниговскому шоссе находятся немецкие склады авиабомб, снарядов и боеприпасов. Через два дня после посланного Николаем Ковалевым донесения подпольщики навели советские самолеты на цель. В огне пожара и от детонации четверо суток рвались снаряды и авиабомбы. Немцы не могли приблизиться к горящим складам. Было уничтожено более 120 эшелонов бомб и снарядов.

В разгар боев под Орлом и Курском фашисты бросали туда все новые дивизии, гнали эшелон за эшелоном. А на железных дорогах успешно действовали партизаны. Двое суток была парализована железная дорога на Брянск и Бахмач. В Гомеле скопилось около 30 эшелонов с живой силой и военной техникой. Многие из них были засекречены и тщательно охранялись. Об этом Николаю Ковалеву сообщили подпольщики из Гомеля. Эти данные тут же были переданы в центр. Пришел ответ: «Ночью ждите гостей, покажите зелеными ракетами наиболее важные цели». Подпольщики пошли на товарную и пассажирскую станции. Ночью прилетели самолеты. Бомбовый удар был нанесен по железной дороге у речной пристани, где были сосредоточены особо секретные грузы.

Сведения подпольщиков позволили спецотряду Николая Ковалева разгромить одно из подразделений штаба 221-й охранной дивизии и захватить стратегические планы по уничтожению партизан в прифронтовом Гомельском округе. В конце мая 1943 года стало известно, что каратели будут прочесывать лес вдоль железной дороги на участке Закопытье — Злынка. Партизаны устроили несколько засад. Одна разместилась непосредственно около железной станции Злынка в расчете на то, что здесь немцы утратят бдительность. Так оно и случилось. Выйдя из леса, когда до станции оставалось около 200 метров, каратели закинули оружие на плечо и устроили перекур. В это время огнем из трех ручных пулеметов и девяти автоматов фашисты были уничтожены, а обоз захвачен.

Партизанам стало известно, что через неделю, в воскресенье, комендант гарнизона торфозавода собирается отметить какой-то праздник с грандиозной выпивкой. Мероприятие намечалось на 18 часов. На него были  приглашены двенадцать немецких чиновников из Добруша, которые должны были подъехать на трех пароконных подводах к 19 часам.

Ковалев решил устроить фашистам «майский концерт». Под видом гостей он направил к офицерам двенадцать своих разведчиков-диверсантов, переодетых в немецкую форму. Когда повозки остановились у дверей немецкого общежития, комендант воскликнул: «Господа, к нам прибыли гости» — и выбежал из столовой, чтобы  их встретить. В считаные секунды комендант и немецкий часовой были бесшумно ликвидированы в коридоре здания с помощью штык-ножа, а еще около 40 немцев и полицейских уничтожены.

В 19.00 к немецкому общежитию прибыли настоящие гости – двенадцать приглашенных фашистов. Не успели ездовые остановить лошадей, как враги были уничтожены. Еще около часа потребовалось, чтобы взорвать четыре торфодобывающие машины, подъездные пути к подвесной дороге, ее загрузочный цех, пять опор подвесной дороги, а также местную электростанцию.

Восстановить работу торфозавода немцы не пытались. Но на следующий день они решили уничтожить партизанскую базу. С раннего утра свыше трех тысяч карателей 221-й охранной дивизии начали окружать лесной массив.

Ковалевцы ожидали встречи с карателями. Примерно в одиннадцать часов со всех сторон фашисты начали подходить к базе. Партизаны молчали. И, лишь подпустив врага на близкое расстояние, вступили в бой. У немцев появились убитые и раненые, за их спинами стали раздаваться минометная канонада и пулеметная стрельба со стороны деревни Лысые. Создавалось впечатление, что каратели сами попали в окружение, что их атакуют с тыла. Группа карателей бросилась на деревню Камень через лесную усадьбу Нетеша. Когда фашисты подошли на 10—15 метров к другой засаде, снова был открыт ураганный огонь. Сорок семь фашистов были убиты наповал, а 33  тяжело ранены. Среди убитых оказался и комендант Ветки. Каратели потеряли более четырехсот солдат и офицеров.

За месяц до соединения с частями Красной армии Николай Ковалев по заданию центра начал внедрять разведчиков в батальон власовцев. В результате 1200 человек во главе с командиром батальона капитаном Гурьяновым со всем вооружением перешли на сторону партизан.

…На лесной усадьбе Нетеша Добрушского лесничества сооружен обелиск, на котором высечены следующие слова: «Здесь с июня 1942 года по октябрь 1943 года базировался диверсионно-разведывательный отряд Брянского фронта под командованием капитана Н. Ковалева». Именем Николая Ковалева названа улица в поселке Уборок Добрушского района, документы и материалы о диверсионно-разведывательном отряде и его командире экспонируются в Добрушском краеведческом музее.

После Великой Отечественной войны Николай Ковалев жил и трудился в Добруше. Умер 5 октября 1988 года и похоронен рядом с братскими могилами воинов, павших при освобождении г. Добруша.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter