История любви Саввы Морозова

Не отрекаются, любя

Этот знаменитый человек принадлежал к одной из богатейших текстильных династий России
15-300.jpgЭтот знаменитый человек принадлежал к одной из богатейших текстильных династий России. Он с превосходными результатами окончил гимназию и поступил в Московский университет на отделение химии физико-математического факультета, по окончании университета продолжил образование в Кембридже. По возвращении домой он становится у руля семейного бизнеса.


Речь идет о Савве Морозове — человеке незаурядном, умном, щедром, честном и порядочном. Став во главе морозовских мануфактур, он взялся за работу по-новому. Усовершенствованиям, предложенным им, удивлялись сами мануфактурщики. Он заменил технику на фабриках, строил жилье и возвел школу, а больница была лучшим в Европе лечебным учреждением для рабочих. Не забыл Савва Тимофеевич и о водонапорной башне с курантами, что вообще было диковинкой, ведь в те времена не в каждом большом городе был водопровод, а тут такое новшество в захолустном Орехове-Зуеве недалеко от Москвы.


Идет 1887 год, Савве Морозову 25 лет, и он встречает свою первую, главную и самую сильную любовь своей жизни, она ослепила и заворожила его. А встретил Савва свою любовь в день ее венчания, она выходила замуж за его родственника. Савва Тимофеевич — старообрядец, у него необыкновенно властная и строгая мать, о любви к замужней женщине не могло быть и речи, и он смирился, постарался ее забыть.


Но от судьбы не уйдешь. Семейная жизнь Зинаиды Григорьевны не задалась с самого начала, и как-то раз она приехала на бал без мужа. Савва Тимофеевич пригласил ее танцевать, а потом и ухаживать начал. Пошли слухи, кумушки шептались, что у Саввы с Зинаидой роман. Вскоре выяснилось, что Зинаида ждет ребенка от Саввы. Семья Морозовых была шокирована его дерзостью и упрямством, но противиться браку не стала, и в 1888 году нарушителей старообрядческих правил обвенчали.


Во втором браке Зинаида Григорьевна была счастлива: она родила четверых прекрасных детей, благодаря мужу была очень богата, блистала в свете, принимала у себя знаменитых писателей, певцов, художников. И получила от любимого и любящего мужа невероятный подарок — дом, или дворец, или замок — от названия суть не меняется. Это особняк на Спиридоновке, он и сейчас стоит в Москве, его теперь занимает Министерство иностранных дел. А чуть больше ста лет назад чудесное творение архитектора Шехтеля и необыкновенного художника Врубеля занимала красивейшая женщина того времени. Взаимопонимание и благоденствие царили в семье, все шло замечательно до 1898 года, когда жизнь очень стремительно покатилась под откос. И можно сказать, что Московский художественный театр тому виной.


Встреча Станиславского и Немировича-Данченко закончилась решением организовать Московский художественный театр. Затея требовала больших денег, и Станиславский обратился за помощью к Савве Морозову. Было организовано товарищество на паях, Савва Тимофеевич сделал самый крупный взнос и, как пайщик, стал часто бывать в театре. Здесь он и встретил свою погибель — актрису Марию Андрееву. Она была замужем, родила двоих детей, но оставалась молодой, талантливой и очень красивой.


В самом начале 1900 годов стало понятно, что театру нужна своя собственная сцена. Потерявший голову от любви Савва Морозов находит особняк в знаменитом и теперь Камергерском переулке, архитектор Шехтель бесплатно подготовил проект. Сам Савва Тимофеевич работает не покладая рук: красит и прибивает, таскает провода, что-то переставляет и выбрасывает,— и все делается для любимой Марии Андреевой, ради того, чтобы она блистала на сцене этого театра.


Савва Тимофеевич — человек цельный, порядочный и прямолинейный: он прекращает супружеские отношения с Зинаидой Григорьевной, она в отчаянии, мучительно ревнует мужа, даже обращалась к Андреевой с просьбой повлиять на Савву Тимофеевича.


Царская охранка тем временем начинает подозревать Андрееву в связях с революционерами, и, видимо, небезосновательно: появились сообщения, что Андреева прячет у себя газету «Искра», что она помогает революционерам деньгами, укрывает государственных преступников, снабжает ссыльных теплой одеждой и обувью и все это делается на средства Саввы Морозова. Более того, ходили слухи, что и газета «Искра» издавалась на его деньги. Достоверно известно, что Савва Тимофеевич принимал у себя дома казначея большевиков Л. Красина и укрывал Н. Баумана. А в конце 1904 года Савва Морозов сделал широкий жест: застраховал свою жизнь на сто тысяч рублей, оформил страховой полис на предъявителя и подарил его Марии Федоровне. 


Но любовь Саввы Морозова к Марии Андреевой разбилась о любовь Андреевой к Горькому. Она заочно и давно обожала Горького как писателя, а с момента их первой встречи в 1900 году влюбилась сразу, с первого взгляда.


Морозов и Горький поначалу подружились: они оба были выходцами из народа, людьми незаурядными, каждый из них сделал неслыханную карьеру в своем деле. Но дальше соперничество стало неизбежным. Савва Тимофеевич увидел, что Андреева открыто предпочитает Горького ему. Морозов вернулся в семью, возобновил супружеские отношения с Зинаидой Григорьевной, родился четвертый ребенок в семье — сын Савва, но чувство его к Андреевой по-прежнему было очень сильным, и по ее первому сигналу он бросал все и мчался к ней.


Наступил 1905 год. В России бушуют страсти: всюду забастовки, стачки, волнения, недовольство. Несмотря на то что Морозовы сделали очень много улучшений и послаблений для своих рабочих, текстильщики Орехова-Зуева забастовали. Правление мануфактуры решило ввести войска. Савва Тимофеевич протестовал, он не хотел кровопролития и никакой расправы над рабочими; его не услышали, прибыли жандармы, и стачка была подавлена немалой кровью.


Максим Горький знал, как все происходило, но в своей статье в газету написал, что войска ввели в Орехово-Зуево по требованию Саввы Тимофеевича. Эта откровенная неправда Горького была последней каплей для Морозова — так кончилась дружба и погибла любовь. Физическое состояние Саввы Тимофеевича вызывало опасения врачей, его моральное состояние было ничуть не лучше, ходили слухи, что мать и жена Саввы хотят упрятать его в психушку.


Но все обошлось, и в середине апреля 1905 года Морозов с женой и доктором уезжают в Канны. Повсюду за ними следуют какие-то люди, приезжал Красин, просил денег, но Савва Тимофеевич решил с большевиками дел больше не иметь. Красин уехал, и врач отметил, что состояние Морозова стабилизируется.


13 мая 1905 года Савва Морозов был найден в собственной комнате, рядом — пистолет и записка с просьбой никого не винить в его смерти. Записка была написана его рукой, и современная экспертиза подтвердила это. Французская полиция никакого расследования затевать не стала, ведь самоубийство налицо, и тело отправили в Россию.


Савва Тимофеевич Морозов был похоронен в Москве на Рогожском старообрядческом кладбище, т.е. на освященной земле. Мать Саввы подтвердила, что ее сын был убит, и ей поверили, она была истинно верующей и не стала бы лгать церковникам, ведь, по семейной версии, Савва Тимофеевич был убит большевиками за отказ сотрудничать с ними и снабжать деньгами.


После похорон Саввы Морозова состоялся суд, семья намеревалась опротестовать страховой полис на предъявителя, но проиграла процесс. Зинаиде Морозовой досталось одиннадцать тысяч рублей, а Марии Андреевой — остальные восемьдесят девять тысяч, из которых она выделила на нужды большевиков шестьдесят тысяч.


Любимая жена Саввы Морозова умерла в забвении и нищете в 1947 году в возрасте 80 лет. Любимая женщина Саввы Морозова умерла в почете и достатке в 1953 году в возрасте 85 лет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter