Чем Беларусь привлекает крупных иностранных инвесторов?

Не отличить от голландского

Будет нескромным утверждать, что Беларусь стала Меккой для иностранных инвестиций. Тем не менее к стране присматриваются многие компании международного масштаба. И немало их уже работает у нас. Например, компания Heineken стала первым крупным инвестором в отечественную пивоваренную отрасль. И результатами своих вложений вполне довольна. Хотя, как отмечают в международной компании, у белорусского инвестиционного климата есть как свои плюсы, так и минусы. Но главное — сальдо положительное.

«Беларусь — интересный рынок для инвестирования, — утверждает менеджер по корпоративным отношениям ИЗАО «Пивоварни Хайнекен» Дарья Лысковец. — Это одна из немногих европейских стран, в которой остался потенциал роста: потребление пива на душу населения составляет около 40 литров, а даже у ближайших соседей — в Польше, Прибалтике — более 70. Если использовать эти возможности, то динамика роста будет огромной по сравнению с развитыми рынками». «Мы стараемся развивать культуру потребления пива, — объясняет Дарья Лысковец. — Поддерживаем проведение фестивалей и праздников, инвестируем в летнее оборудование: палатки, зонты, мебель». Кстати, возможности у международных концернов в таких проектах больше, так как ряд программ поддерживается на глобальном уровне. Например, Heineken развивает в Беларуси такие спонсорские платформы, как Лига чемпионов УЕФА, «Бондиана», с которыми международная компания сотрудничает долгие годы. Или, скажем, 1 октября в Минск приехал известнейший диджей Армин ван Бюрен. В свое время он был героем рекламной кампании Heineken(r).

Правда, добавляет специалист, относительная неразвитость рынка порождает и определенные проблемы для работы пивоваров. В частности, окончательно не сформировалось отношение общества и государства к пиву. «В Беларуси действует строгое законодательство по ограничению рекламы пива», — поясняет Дарья Лысковец. Постоянно ведутся дебаты по ограничению мест продаж пенного напитка, целесообразности его наличия в «ночниках»... Правда, отмечает: пивной отрасли удалось выстроить с органами государственного управления достаточно конструктивный диалог. Конечно, не всегда мнение производителей ставится во главу угла, но к нему прислушиваются. По крайней мере, по большинству проблем удалось найти взаимопонимание. Даже в области акцизной политики. Несколько лет подряд ставки постоянно росли, ухудшая экономическое положение пивоваров. «После череды дебатов удалось доказать прагматичность подхода к фискальной политике, — утверждает Дарья Лысковец. — Пришло понимание, что увеличивать отдачу отрасли для казны целесообразнее не через повышение ставок налогов, а через увеличение объемов производства и, соответственно, налогооблагаемой базы».

Пока камнем преткновения остается импортозамещение. «Отрасль постоянно критикуют за серьезную долю зарубежных продуктов на белорусском рынке, — говорит Дарья Лысковец. — Действительно, она выше, чем во многих европейских странах. Но для этого существуют и объективные причины. Белорусский потребитель привык к разнообразию — последние пять лет на магазинных полках постоянно присутствует более 100 сортов. В отличие от «пивных» стран потребительские предпочтения белорусов до конца еще не сформировались. Сегодня каждый производитель старается нащупать свою нишу, чтобы привлечь покупателя, активно предлагает различные новинки. В некоторых случаях для «прощупывания» рынка логично импортировать определенные партии продукции. Сегодня технически и технологически белорусская пивная отрасль достаточно развита. Но чтобы организовывать выпуск нового сорта «на месте», все равно необходимы инвестиции. И они должны быть оправданы с экономической точки зрения. А для этого необходимо реализовывать определенный объем этой торговой марки, чтобы она была рентабельной, а не убыточной».



По мнению специалиста, необходимо еще некоторое время, чтобы доля импорта сократилась до стандартного европейского уровня. Все предпосылки для этого есть. Понятно и стремление государства развивать собственное производство. Но в данном процессе очень важно не выпустить из виду экономические аспекты. Ведь перед отраслью на самом высоком уровне поставлена задача не только нарастить объемы производства, но и быть прибыльной.

Как удачный пример импортозамещения в пивной отрасли Дарья Лысковец приводит производство солода. В «нулевых» превалировало иностранное сырье, так как отечественное не совсем соответствовало международным стандартам. «Тогда проблему решали в тесной связке государство и пивоваренные компании, — объясняет Дарья Лысковец. — Концерн «Белгоспищепром» провел глубокую модернизацию ОАО «Белсолод». Наша компания разработала программу взаимодействия с сельхозпроизводителями: поставляли им качественные семена, технологии, приглашали компетентных европейских консультантов. В результате удалось полностью реализовать программу импортозамещения по солоду. Сегодня белорусское сырье успешно проходит сертификацию крупных корпораций. И это открыло экспортное «окно». Сегодня ОАО «Белсолод» поставляет свою продукцию не только на белорусские пивоварни Heineken, но и на заводы в России. Требования–то к поставщику сырья одинаковые, независимо от географии расположения завода: в Германии, Беларуси, Голландии».

volchkovvv@mail.ru

Советская Белоруссия № 200 (25082). Вторник, 18 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter