О выгодных уроках рыбного, макаронного, «сладкого» бизнеса и не только

Не отказаться от импорта, а нарастить свой экспорт

О выгодных уроках рыбного, макаронного, «сладкого» бизнеса и не только — в дискуссии на заданную тему
Накормим солдат галетами


Елена КОЛЯДИЧ: — Большинство новинок, о которых сейчас говорилось, разрабатывают технологи нашего центра (непосредственно технологии и рецептуры пищевых продуктов). И, естественно, наши сотрудники стараются использовать только натуральные и отечественные ингредиенты — для удешевления стоимости продукта. К примеру, нуга для «Спартака». До 2013 года в Беларуси была нуга только импортная, а сейчас разработано уже 8 оригинальных рецептур: глазированная, неглазированная, с включением таких крупных добавок, как арахис, клюква, фундук, комбинированная — с мягкой карамелью и желейным слоем. За 6 месяцев 2014-го выпустили 290 тонн нуги.


Еще одна новинка — растворимое печенье для детского питания. Такое печенье, «Знайка-зазнайка», выпускает «Слодыч». Его произвели и отправили в торговлю уже около 26 тонн. Печенье отличается повышенной растворимостью, то есть его можно давать детям раннего возраста. Исследования доказали полезность этого печенья. Наладили производство батончиков-мюсли. Для детей дошкольного и школьного возраста разработано печенье, обогащенное витаминами и минералами. 


Одна из самых новых разработок, которая не имеет аналогов на территории СНГ — это галеты. Новизна технологии в том, что в ней используется разрыхлитель и ферментный препарат. Это сокращает длительность технологического процесса по сравнению с традиционным в 2,5 раза. Ценны галеты еще и тем, что у них очень большой срок годности. Отлично подходят для питания армейцев (пока наши Вооруженные Силы закупают импортные галеты). В этом году уже наладим их производство.


Громадный ассортимент детского питания: с сахаром и без, с фруктозой. Консервы из зеленого горошка и сладкой кукурузы, на основе спаржевой фасоли, огурцов, грибов и томатов. Потребности рынка консервированной продукции уже практически удовлетворены. И лучшие умы ученых бьются над расширением ассортимента для предприятий плодоовощной перерабатывающей отрасли.


Еще одна из новинок — химически модифицированные катионные крахмалы и растворимые катионные крахмалы. Сейчас на ОАО «Новая Друть» устанавливается линия по их производству. Когда линия выйдет на полную мощность, объема производства хватит, чтобы обеспечить предприятия Беллесбумпрома и целлюлозно-бумажную промышленность. До сих пор крахмалы закупаются по импорту.


Почему мы заинтересованы в создании новых видов продукции? Потребитель должен пользоваться правом выбора в магазине. При этом отечественные продукты гораздо более приятны по ценовому фактору для потребителя. И по натуральности превосходят во многом импортные. Поэтому белорусам можно только рекомендовать покупать отечественные товары. Они будут не только вкусны, но и полезны.


«СГ»: — То есть нашим производителям не обязательно обращаться к иностранным партнерам за разработками?


Елена КОЛЯДИЧ: — Конечно, у нас есть большая база наработок, квалифицированные технологи.


Галина РОМАНЕЙКО: — Иностранные партнеры не всегда могут поделиться ноу-хау. Это дорого, совершенно другие категории цен.


Елена КОЛЯДИЧ: — Поэтому предприятия, закупая новые линии, за разработками обращаются к нашим специалистам. И мы разрабатываем рецептуры под их новые линии.


Не было конфет желейных? Выпустили


Светлана СЛИНЬКО: — Программа импортозамещения нацелена на выпуск конкурентоспособной продукции, на оптимизацию сальдо внешней торговли и наращивание экспортных поставок. Это выпуск той продукции, которая ранее не производилась в стране и ввозилась извне или производилась в недостаточных объемах или в недостаточном ассортименте.


Традиционно наш внутренний рынок продтоваров комплектовался за счет нашей же продукции. Основной индикатор конкурентоспособности — удельный вес своих товаров в объеме продаж. Сегодня он (по продовольственным товарам) — более 82 процентов. По отдельным позициям внутренний рынок почти на 100 процентов обеспечен белорусскими продуктами. У нас прекрасная молочка (масло сливочное, сыры), как и мясо, продукты переработки из него, мука. Мука, например, в объеме реализации организациями торговли занимает более 95 процентов.


Минторг совместно с Минсельхозпродом, Белгоспищепромом и облисполкомами постоянно анализирует конъюнктуру внутреннего рынка. Конкуренция жесткая. Мы анализируем ассортимент, поступающий по импорту. Обращаем внимание, во-первых, на ценовой фактор, во-вторых — на упаковку… Разрабатываем предложения в адрес нашей промышленности. А после обсуждаем, что получилось. Если требуется доработка, производитель очень активно подключается и совершенствует ее.


Например, в прошлом году у нас не было конфет желейных на пектине с йогуртной начинкой, аналога «Бешеной пчелки». Выпустили. И упаковка эффектная, притягивающая покупателя. Причем все на пектине — то есть природное, натуральное. Или умельченная леденцовая карамель с натуральным фруктовым соком. Ее упаковка прекрасно приспособлена для прикассовых зон. Конфеты типа «тофи» на основе сгущенного молока с шоколадной глазурью «Латте тофи».


Единственное, чего не хватает нашим производителям, так это более агрессивного маркетинга. Но огромные шаги производители уже сделали. Они увеличили рекламные бюджеты. Это видно по СМИ. Производители активно включаются в процесс продвижения своей продукции.


Ассортимент расширяем, оптимизируем. То есть если покупательский спрос снижается, производитель снимает конкретный вид продукции со своей линейки для того, чтобы «не раздувать свой портфель». Потому что экономически невыгодно и неэффективно работать на склад.


Сыр белорусский — итальянская технология


Хороший пример оперативного реагирования на потребность рынка — производство шоколадных многослойных батончиков на основе нуги, аналогов «марса» и «сникерса». По качеству они не уступают оригиналам, а по цене гораздо дешевле. Те же батончики-мюсли натуральные — они глазированы натуральным молочным шоколадом. 


В молочной отрасли внедрены итальянские технологии производства сыров. Например, сыр с голубой плесенью «Рокфорти», выпускают мягкие сыры «Моцарелла» по итальянской технологии, аналоги «пармезана», и рассольные сыры (брынза). Причем производитель реагирует на запросы покупателей быстро: выпускает сыры в разных видах упаковки, с разными наполнителями. И благодаря этому у нас увеличивается экспорт.


Импортозамещение — продовольственная безопасность страны. Существует даже индикатор, обозначающий пороговое значение импорта. Этот индикатор не должен превышать 25 процентов. Если импорт больше такой цифры, это первый звонок: в экономике не все хорошо. А у нас, повторюсь, импорт продуктов питания меньше 20 процентов. Хороший показатель.


Тем не менее полностью импорт исключить невозможно в силу и климатических, и географических особенностей страны. В основном мы завозим товары критического импорта. Например, чай. Кстати, у нас Минская овощная фабрика производит те же фиточаи. Тоже превосходный продукт.


У нас в республике активно и очень эффективно развивается переработка рыбы и морепродуктов, производство консервов и пресервов. Освоен выпуск пресервов  из морепродуктов. Раньше такого не было. Например, коктейль, в котором креветки, кальмары, осьминоги. И если экспорт рыбы и продуктов переработки морепродуктов за полугодие в стоимостном выражении составил 60 миллионов долларов США, то импорт всего лишь 14 миллионов. А мы не морская страна. Это очень яркий пример.


Конечно, я согласна с коллегами — работа по развитию импортозамещения дело многих лет. Например, в алкогольной отрасли. У нас производят и текиллу, и виски, и кальвадос, и ром, и джин, и вино. Удельный вес отечественного алкоголя в объемах продаж — 96 процентов.


Второе яркое направление в импортозамещении — табачная отрасль. Здесь импорт в объеме продаж не более 6 процентов. Мировые бренды табачных изделий выпускаются на мощностях белорусских табачных фабрик. Транснациональные компании практически все разместили либо лицензионное, либо контрактное производство на наших фабриках. Работа проводится колоссальная. Результаты хорошие.


Галина РОМАНЕЙКО: — Я бы еще хотела добавить по рыбе. Очень много норвежской форели завозится извне. Но есть  интересный проект на рыбхозе «Альба» Минской области по производству белорусской форели. 


Если кто-то останавливается, он обречен


«СГ»: — И это полностью отечественное сырье и на 100 процентов наш продукт.


Светлана СЛИНЬКО: — Да, получается обеспечение рыбного рынка идет не только за счет карпа, толстолобика, но и за счет ценных пород рыбы. И для того чтобы защитить права потребителя, чтобы он в любое время мог прийти в магазин и найти широкий ассортимент продукции, Минторг постановлением № 20 утверждает перечень товаров. Это тот самый минимум, который в зависимости от типа и вида торгового объекта должен быть постоянно в наличии. 


В республике даже появился полный цикл производства кофе. Одно из предприятий Минской области завозит сюда кофе в зернах, его здесь обжаривают, размалывают, делают купаж и фасуют. И по ценовому фактору в своем сегменте отечественный кофе порой дешевле. 


Поэтому наши производители отслеживают, анализируют конъюнктуру внешнего рынка и мобильно включаются, чтобы ни в коем случае не потерять свои позиции. Если кто-то останавливается, он обречен.


Галина РОМАНЕЙКО: — Правильно. Всегда есть проблема произвести и проблема продать. А продать можно лишь в том случае, когда продукциия конкурентоспособна. 


Андрей ЛАВРУКЕВИЧ: — В условиях нынешней очень жесткой конкуренции и открытости рынка в сфере торговли продуктами питания важную роль сыграли большие транснациональные корпорации. Они принесли к нам на рынок свои механизмы, способы, формы и методы планирования продаж, стимулирования продаж, продвижения товара, рекламы, новые виды общения с покупателями через товар, через рекламу, искусство формирования лояльности покупателя к бренду. При такой жесткой конкуренции каждому производителю нужен очень мощный, активный, настырный отдел продаж и отдел маркетинга. Как минимум, эти службы всегда должны быть в тонусе. Потому что даже если сегодня ты вышел на рынок и занял нишу, за тобой обязательно подтянутся конкуренты, и ты, не двигаясь вперед, запросто можешь ее потерять. А проиграв, вернуться на рынок вдвойне сложнее.


Поэтому стараемся наращивать свои позиции на рынке. Производители предоставляют организациям торговли фирменное торговое оборудование: фирменные стойки, стенды, стеллажи, напольные корзины, холодильники; а также каталоги, буклеты и другую рекламную продукцию, проводим большое количество дегустаций и рекламных акций. С ведущими торговыми сетями республики реализуются совместные разработки по выпуску пива, печенья, майонезной продукции, чипсов, кукурузных палочек, шоколада и других продуктов питания.


Наталья КАРПОВИЧ: — Ситуация по продукции АПК и во внешнеэкономической деятельности весьма благоприятная. С 2010 года наша страна имеет стабильное положительное сальдо торговли такими товарами. И оно растет каждый год. За прошлый год, например, это 1,6 миллиарда долларов США.


Наши расчеты показывают: в продукции АПК Беларуси импортоемкость невысока. В среднем по сельскому хозяйству мы ее оцениваем на уровне 20—25 процентов. По растениеводческой продукции она чуть выше, по животноводческой — чуть ниже.


От скрытого импорта, конечно, никуда не деться. Но не стоит считать это негативной тенденцией. Если ввезенное сырье здесь перерабатывается, и к потребителю идет готовая продукция, то добавленная стоимость — как раз то, что формирует наш ВВП — остается в стране. И многие страны за счет этого живут. Например, Нидерланды. У них очень высокий импорт, но экспорт еще выше! То есть они закупают сырье, то же молоко, перерабатывают его и благополучно экспортируют.


Конечно, не все у нас гладко. Есть резервы для снижения импорта, определенные продукты, которые можно отнести к разряду необоснованного импорта. Те же яблоки, которые сейчас на слуху. Мы, так же как и Россия, в достаточно большом объеме завозим фрукты из-за рубежа, хотя вполне можем сами себя обеспечивать ими.


Но общая ситуация по пищевой продукции такова, что доля импорта абсолютно незначительна, а наши продукты конкурентоспособны по цене и качеству.


Светлана СЛИНЬКО: — Для того чтобы мы гарантированно получали овощи белорусского происхождения, при этом по социально доступным ценам, каждый год производим закладку продукции в межсезонный период. Если закладка тех же самых яблок в 2010—2011 годах у нас составляла 12467 тонн, то в этом году планируем заложить более 21 тысячи тонн яблок. 


Галина РОМАНЕЙКО: — В Государственной комплексной программе развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства на 2011—2015 годы есть пункт по собственным саженцам. Наши производители ими обеспечены полностью. И это в основном лежкостойкие сорта.


Светлана СЛИНЬКО: — Более того, мощности современных фрукто- и овощехранилищ позволяют сегодня их сохранять. То есть в государстве эта проблема решается комплексно. И сельхозорганизациями, и органами местного управления, и торговлей. Главное здесь — не просто вырастить, но и сохранить, чтобы фрукт можно было продать на внутреннем рынке, при этом сдерживать цены и наращивать экспортные поставки по выгодным ценам.


Ирина БАРАНЦЕВИЧ: — Но есть еще один аспект импортной составляющей. Если возьмем кондитерские изделия, коллеги не дадут соврать, там список необходимого сырья — порядка 200 наименований. Но его необходимо мизерное количество, то есть это сырье нецелесообразно производить в республике. Целесообразность импортоемкости доказывается экономически.


Андрей ЛАВРУКЕВИЧ: — Да, есть совершенно объективные позиции, заменить или обойтись без которых невозможно. В той же кондитерской отрасли используется много какао-бобов, какао-пасты, какао-масла, что является сырьем явно критического импорта. Или орехи, например,  изюм, чернослив. Есть прочие овощи и фрукты свежие и сушеные, не произрастающие в республике, пряности. Тот же коньячный спирт, табачное сырье и виноматериалы.


Учиться конкуренции


«СГ»: — А насколько наша продукция востребована на внешнем рынке? 


Светлана СЛИНЬКО: — За 1-е полугодие экспорт продтоваров составил более 2 миллиардов долларов США. Сальдо положительное — 656 миллионов долларов.


Наталья КАРПОВИЧ: — На многих выставках-ярмарках, особенно в России, за нашей продукцией стоит очередь. Там ее хвалить не надо. «Сделано в Беларуси» — это уже бренд.


Плюс республика очень активно торгует со странами СНГ, ЕС, Латинской Америки. Но в любом государстве, если брать статистику, большая доля экспортно-импортных операций приходится именно на страны-соседки.


Это нормально, когда страны-партнеры отдают предпочтение продукции друг друга. И  товары, которые мы традиционно экспортируем, пользуются спросом в тех же России и Казахстане. Это мировая практика: страны, которые состоят в интеграционных группировках, как правило, торгуют между собой. Так что мы ожидаем и дальнейшего прироста экспорта.


Светлана СЛИНЬКО: — Но надо понимать, что никто не ставит перед собой задачу исключить импорт. Это нормально, потому что это конкуренция. Наша задача в условиях открытости импорта не только сохранить свои позиции, но и наращивать объемы выпуска конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешних рынках. 


Наталья КАРПОВИЧ: — Да, если вдруг взять и полностью отказаться от импорта, то страны-партнеры вполне могут отказаться от нашего экспорта. В этом случае применяется политика соразмерности. Но главное мерило — покупатель. Он рублем голосует за любимый товар. 

Юлия БОЛЬШАКОВА, «СГ»,

bolshakova@sb.by


 Татьяна УСКОВА, «СГ»

uskova@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter