Не освоил деньги? Отдай тому, кто это сможет...

СО ВРЕМЕНИ проведения широкомасштабной мелиорации прошло уже около полувека. В республике было осушено порядка трех миллионов гектаров заболоченных земель Полесья и Витебщины. Теперь здесь ведется интенсивное сельское хозяйство. Но многие из тех участков, как и продолжительное время эксплуатируемые на них машины и оборудование, все больше дают о себе знать. Одни требуют замены, другие — рекультивации. Так, по материалам инвентаризации, мелиоративные системы более чем на 510 тысячах гектарах, используемые 40 лет, нуждаются в реконструкции.

До 2016 года в сельхозоборот надо ввести не менее полумиллиона гектаров мелиорированных земель

СО ВРЕМЕНИ проведения широкомасштабной мелиорации прошло уже около полувека. В республике было осушено порядка трех миллионов гектаров заболоченных земель Полесья и Витебщины. Теперь здесь ведется интенсивное сельское хозяйство. Но многие из тех участков, как и продолжительное время эксплуатируемые на них машины и оборудование, все больше дают о себе знать. Одни требуют замены, другие — рекультивации. Так, по материалам инвентаризации, мелиоративные системы более чем на 510 тысячах гектарах, используемые 40 лет, нуждаются в реконструкции.

Но в полном объеме эти работы, оказывается, выполнить невозможно по объективным причинам. По мнению специалистов, из экологических и экономических соображений почти на 31 тысяче гектаров, которые занимают поймы малых рек, выгоревшие торфяники, выработанные торфяные месторождения, песчаные почвы, на данном этапе проводить реконструкцию нецелесообразно. В связи с такой ситуаций Государственной программой сохранения и использования мелиорированных земель на 2011—2015 годы предусматривается проведение новой мелиорации на равнозначной площади, т. е. на 30,7 тысячи гектаров высокопродуктивных земель. При этом с учетом уже проведенной в 2010 году реконструкции почти на 52 тысячах гектаров мелиорированных систем и нового осушения за 2010—2015 годы общая площадь восстановленных земель должна составить 505 тысяч гектаров.

Прежде чем обосновать такой объем работ, специалистам пришлось просчитать, во что они обойдутся. Как оказалось, Госпрограмма потянула на 13,6 триллиона рублей, основную часть затрат государство взяло на себя. Значительная сумма приходится и на областные бюджеты. Кредиты банков составляют лишь немногим более полутора триллионов рублей.

Как же финансируются и ведутся мелиоративные работы, насколько они соответствуют разработанным графикам? Почему в оставшееся время некоторым мелиораторам придется увеличивать темпы работ в два, а то и три раза и насколько это реально? Как в целом выполняется госпрограмма?

Эти вопросы были в центре внимания недавней коллегии Минсельхозпрода, которая дала свою, не очень высокую, оценку работе отдельных мелиоводхозов по реализации инвестиционных проектов мелиорации. Основанием для этого в первую очередь стали результаты деятельности за нынешний год. Так, уже сегодня очевидно, что без дополнительных организационных мер проблематично выполнение ремонтно-эксплуатационных работ и агромелиоративных мероприятий на Витебщине и Могилевщине. Только наполовину от запланированного Госпрограммой объема проведена за 10 месяцев реконструкция мелиоративных систем. Инвестиционные проекты этого масштабного документа Брестской, Гомельской и Гродненской областями за счет республиканского бюджета реализованы на 62—77 процентов, Витебской и Минской — на 55—61. На Могилевщине выполнение составило 70 процентов. Но если не учитывать привлекаемые мелиоративные организации других регионов для подготовки к «Дажынкам-2012», то этот показатель тянет лишь на 27 процентов.

Чтобы наверстать упущенное, времени осталось совсем немного. Предварительные расчеты показывают: для выполнения всех запланированных объемов работ их темпы нужно увеличить в два, а кое-кому и в три раза. Насколько это окажется реально, можно будет судить немногим меньше чем через полтора месяца. В ноябре-декабре придется освоить 457 миллиардов рублей. Для сравнения можно сказать, что в прошлом году в сопоставимых ценах максимальное выполнение мелиоративных работ составляло около 124 миллиардов рублей.

В этой когда-то престижной отрасли проблем действительно немало.

— Одна из них — несвоевременное финансирование объектов мелиорации, что в свою очередь не лучшим образом сказывается на заработной плате работников, изготовлении документации, обеспечении горючим, — пояснял ситуацию директор Департамента по мелиорации и водному хозяйству Анатолий Булыня. — Проекты работ иногда составляются формально. За пять лет на работу приняты около 3,3 тысячи специалистов с высшим и средним специальным образованием и примерно столько же уволились. В результате инженерные должности в мелиоративной отрасли занимают работники, не имеющие высшего образования. Ощущается дефицит машинистов экскаваторов и бульдозеров. Многое оборудование требует обновления.

Впрочем, аналогичные проблемы характерны и для других отраслей. Достаточного сказать, что в мае было принято решение о финансировании дополнительных работ по мелиорации, однако к его реализации Минфин приступил в конце сентября, и то частично. Ну а без денег, как без воды. К чему это привело? Задолженность за выполненные работы в августе и сентябре, например, составляла ежемесячно более 130 миллиардов рублей. Заказы мелиораторам приходилось искать на стороне, в ущерб выполнению госпрограммы. Только в октябре в Минской и Витебской областях отвлекалось на другие объекты до двухсот механизмов мелиоративных организаций. Их можно было встретить на фермах, строительстве дорог, других объектах, где была работа и где за нее платили деньги. Мелиоративными организациями Витебщины, например, за 9 месяцев на стороне освоено более ста миллиардов рублей. Буквально в последнее время их пришлось перебрасывать со строительства и реконструкции молочно-товарных ферм, где на начало месяца работало около 130 единиц техники, на свои объекты.

Как оказалось, некоторые облисполкомы не предусмотрели выделение средств на проектно-изыскательские работы для строительства в последующие годы. Это сказалось на дефиците проектной документации. Организации, которые занимаются ее изготовлением, вынуждены работать в авральном режиме, не укладываясь в установленные сроки. В свою очередь такая поспешность потом не лучшим образом сказывается на качестве мелиоративных работ, экономике предприятий. Достаточно сказать, что за 10 месяцев для устранения брака понадобилось дополнительно более 9 миллиардов рублей собственных средств. А это привело к потерям рабочего времени, да и нанесло подрядным организациям экономический ущерб.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter