Не оставляйте стариков наедине

Часто ли вы звоните пожилым родителям? Регулярно навещаете? Ходите за продуктами для них в магазин?..

Часто ли вы звоните пожилым родителям? Регулярно навещаете? Ходите за продуктами для них в магазин? Не уверена, что положительно на эти вопросы ответит большинство. Дела, заботы, времени на исполнение сыновне–дочернего долга катастрофически не хватает. У минчанина Владимира Федоровича (имя и отчество изменены. — А.С.) нет детей. Но он сумел окружить себя регулярной заботой и уходом. 15 марта как собственник квартиры заключил первый рентный договор с государством. Правда, все мои попытки познакомиться с первым в стране получателем государственной ренты не увенчались успехом. Поэтому даже имя его назвать не могу. Говорят, клиент сохраняет инкогнито, чтобы не испортить отношения с родственниками и друзьями, которые также предлагали ему уход в обмен на жилье. Пенсионер решил довериться государству.


Со слов директора территориального центра социального обслуживания населения Минска, известно лишь следующее. Владимиру Федоровичу в апреле исполнилось 75. Он пребывает в добром здравии, много читает, любит побеседовать с социальным работником о политике и экономике. В прошлом занимал руководящие посты. В его рентном договоре — посещение соцработника 5 раз в неделю. В ее обязанность входит покупка и доставка продуктов питания, медикаментов, уборка, вынос мусора, запись к врачу и так далее по списку, утвержденному постановлением Совмина № 858 8 июня 2001 года. Плюс стирка и приготовление пищи.


Разница лишь в том, что заказавшие комплекс услуг граждане за них платят. Скажем, визит соцработника по прейскуранту стоит около 3 тысяч рублей, 5 тысяч — приготовление одного блюда. Владимир Федорович все купил оптом до конца своих дней, передав квартиру, оцененную в 40 тысяч долларов, в собственность города. Прогадал или выиграл? Это как подсчитать. Сейчас уход за ним обходится около 700 тысяч рублей в месяц. Плюс 300 тысяч рублей (3 базовые величины) к пенсии рентной платы. Пенсия и рента — неприкосновенны. Их можно класть на депозит, расходовать по своему усмотрению, например, покупая еду и одежду. Культурная программа тоже за счет государства.


— На первое полугодие у нас с Владимиром Федоровичем запланировано посещение цирка, театра оперы и балета и двухнедельный курс оздоровления в Доме милосердия, — зачитывает план мероприятий Татьяна Князева, главный специалист отдела адресной помощи и гендерных проблем управления социальной поддержки населения комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, и тут же комментирует: — В цирк он уже сходил. Хотели предложить бассейн и тренажерный зал, но он пока отказался, как и от комплексного медицинского обследования.


Поскольку квартира Владимира Федоровича теперь в собственности государства, то коммунальные услуги (за исключением радио, телефонных разговоров, дополнительных телеканалов, не входящих в соцпакет) оплачивает социальная служба. Она же будет менять краны, делать косметический ремонт. В ближайших планах: реставрация ванной и ремонт сантехники. Еще одно существенное пожелание рентополучателя — эскорт–услуги соцработника на культурно–массовые мероприятия и доставка туда и обратно на социальном такси.


Капризов немного. Но, если соцслужба не справится с принятыми на себя обязательствами, то получатель ренты может обратиться в суд и расторгнуть отношения. И при этом возмещать затраты не будет.


Напомню, эксперимент по внедрению новых форм социального обслуживания стартовал в середине прошлого года. На государственное пожизненное содержание с иждивением (ренту) может рассчитывать житель Минска, достигший 70 лет и не имеющий родственников, обязанных его содержать по закону, то есть детей. Варианты: остаться, как Владимир Федорович, дома или переехать в стационарное учреждение социального обслуживания. В частности, в лучший в стране дом–интернат для ветеранов войны и труда «Свитанок». В таком случае квартиру рентополучателя сдадут в наем. А пожилой человек до конца дней будет находиться на полном гособеспечении с пятиразовым питанием, личной медсестрой и пакетом бесплатных медуслуг по назначению врача. Для проживания ему предоставят комнату 17 квадратных метров с отдельным санузлом, мебелью. В соцпакет также входят культурный досуг, прием гостей или выезд в гости.


Несмотря на всю привлекательность рентных отношений, пока заключен только один договор. Хотя, по подсчетам социальной службы, в Минске нынче около 7 тысяч совершенно одиноких стариков.


Компетентно


Галина Иванникова, заместитель заведующего 1–й минской государственной нотариальной конторой:


— Много рентных договоров у нас заключалось в 1995 — 2005 годы. Одинокие люди доверяли своим родственникам, обещавшим им заботу и уход. Но появилось немало недобросовестных плательщиков ренты. Забывали стариков. Договоры расторгали через суд. Сейчас частные договоры ренты — единичны. Потому что в общество вбрасывается много негативной информации, связанной с рентными отношениями. Хотя, на мой взгляд, договор ренты менее уязвим, чем договор дарения. Например, квартира пожизненно находится в залоге у рентополучателя. И государство не сможет ею распорядиться до тех пор, пока он жив. А любое доказанное и подтвержденное свидетельскими показаниями невыполнение условий договора — повод расторгнуть договорные отношения в суде.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter