Между тем Беларуси удалось избежать бюджетного разбалансирования при всех сложностях прошлого пандемийного года. Государственный долг хотя и вырос, но находится в пределах безопасного уровня — около 40 процентов ВВП. И этот порог Министерство финансов не планирует поднимать.
В информационном пространстве периодически активно муссируется тема чрезмерной помощи государственному сектору. И часто фигурируют предприятия Министерства промышленности. Действительно, государство подставило плечо вало- и бюджетообразующим предприятиям. Но, во-первых, бесплатных денег наша промышленность давно не получает. И сегодня поддержка экономики сконцентрирована на поддержке экспорта. Причем к этому инструменту имеют доступ не только государственные, но и частные предприятия. Во-вторых, господдержка промышленности носила точечный характер, когда производства попадали в сложную ситуацию по объективным причинам и обладали продуманной и просчитанной стратегией выхода на устойчивую работу. Кроме того, поддержка в большинстве случаев оказывалась в форме переноса выполнения обязательств перед бюджетом на более поздние сроки, что не приводило к росту государственного долга. Как и увеличение капитализации ряда государственных компаний. Фактически это обозначало увеличение присутствия государства в определенных отраслях.
Несомненно, субъектам хозяйствования хотелось бы более серьезной поддержки. Некоторые отрасли даже посчитали себя обделенными. Но эту проблему целесообразно рассматривать не с точки зрения пожеланий, а реального наличия ресурсов в стране. Мягкая денежно-кредитная политика, эмиссионная активность и чрезмерное принятие на свой баланс центробанками некоторых стран проблемных активов реального сектора создали серьезные проблемы с финансовой устойчивостью. Развитые государства — США, Германия, Франция и ряд других — загнали себя в монетарную ловушку. Очевидно, что долги и государства, и корпоративного сектора (а в некоторых государствах и домашних хозяйств) превысили все разумные пределы. Наращивание дефицита бюджета для многих развитых стран тоже несет большие риски. Но ужесточение монетарной политики приведет к массовому банкротству компаний и домохозяйств. Поэтому продолжается накачивание экономики деньгами. Тот же Европейский союз на совещаниях в Брюсселе мучительно ищет выход из патовой ситуации, которая ставит под угрозу банковские системы ряда стран — с перенасыщенным балансом государственных долгов.
Точечная поддержка субъектов хозяйствования при дефиците ресурсов и сохранении финансовой стабильности в Беларуси дала свой результат. В прошлом году мы просели по ВВП всего на 0,9 процента. Во второй половине 2020-го начался восстановительный процесс. Прежде всего за счет выхода на стабильную работу промышленного сектора. В первом квартале он сработал с результатом плюс 9 процентов, что обеспечивает наполнение бюджета и формирует спрос в смежных отраслях. В том числе в сфере услуг. Бюджет сверстан в этом году с дефицитом, но он (по отношению к ВВП) намного меньше, чем у многих государств. ВВП демонстрирует устойчивый рост. И уже в 2021-м страна должна вернуться к допандемийному уровню экономики. Еврозона планирует вернуться самое раннее к 2022 году. Поэтому можно сказать, что стратегия точечной поддержки ключевых промышленных предприятий себя оправдала.