О выборе профессии современными школьниками

Не ошибитесь с выбором

Выпускники школ на пороге последней, четвертой четверти и главного жизненного выбора. И все больше тех, кто, размышляя над будущей профессией, делает выбор в пользу дела, которое увлекает. Среди отличников таких ребят уже 60%! Очень уж зацепила меня эта цифра из исследования, озвученная на I образовательном форуме «Про Школу: Так можно!». Ведь еще лет 10 назад большинство моих одноклассников, выбирая вуз, главным критерием считали высокую зарплату, поэтому и ставку делали на высокооплачиваемые в то время строительные специальности. Чуть раньше абитуриентов интересовала прежде всего стабильность рабочего места. А загляните еще глубже в историю, в советские времена, — там и вовсе отдавали предпочтение карьерной эстафете из поколения в поколение...

ФОТО БЕЛТА

Не ошибиться с профессиональным выбором современному школьнику действительно непросто. Только представьте: в среднем мы проводим на работе 80.000 часов — огромную часть жизни. А если рабочий день ненормированный? Тут уж и вправду дело должно быть по душе. Кстати, за последние 100 лет исчезло примерно шесть сотен профессий. Более того, специалисты подсчитали: 60% студентов сейчас получают знания по специальностям, которые могут кануть в Лету в ближайшие 10 — 15 лет. Тут хочешь не хочешь, а чтобы остаться на плаву, расширять свой кругозор придется всю жизнь. Причем неплохо бы не останавливаться на одной сфере, осваивать смежные. А лучше и вовсе, казалось бы, несовместимые: веб–дизайн и экономику, юриспруденцию и химию, иностранный язык и архитектуру.

Тогда чему и как учить сегодня? И школы, и университеты называют этот вопрос риторическим. И пока у нас размышляют над новыми подходами в образовании, специалисты из Швеции готовы часами рассказывать, как на их школьную систему повлиял... советский психолог Лев Выготский. Это он в 1930–е годы ввел понятие «зона ближайшего развития», характеризуя связи между обучением и психическим развитием ребенка. Выходец, кстати, из нашей Орши. Шведы сами признают: у нас нет своих таких суперзвезд... А одни из лидеров мирового школьного образования эстонцы среди секретов успеха выделяют 5 каникул. Говорят, неусталый человек работает лучше. И тут же подчеркивают: уже устарел подход, когда школьное расписание делится на математику, физику, биологию — жизнь ведь не состоит из предметов. Куда важнее в XXI веке определенные умения и навыки. Среди которых, повторюсь, умение учиться всю жизнь.

Я вижу еще одну особенность нашего образования: дети боятся совершать ошибки. Цепочка дальше следует предсказуемая: плохая отметка, а вслед за ней, скорее всего, и санкции со стороны родителей. Вот только мир вокруг изменился. Стало непонятно, зачем зазубривать большие объемы текста по физике или химии, если куда важнее ориентироваться в этих процессах, уметь объяснить их, что называется, на пальцах. Все более востребованным на рынке труда становится гибкий ум, а не способность транслировать выученное. Желание экспериментировать, а не действовать по шаблону. Поэтому и вполне реальной кажется возможность превратить в дело жизни хобби, будь то поделки из дерева или компьютерные игры. И это, мне кажется, неплохо. Это просто по–другому.

pasiyak@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter