Не обжечься на молоке

Еще раз о проблеме местного протекционизма.Время от времени продовольственные рынки областей, несмотря на суровое порицание, возвращаются в эпоху феодализма. Магазинные прилавки загружаются под завязку тем, что выпускается в области, а «чужой» товар вытесняется. Закон рыночной конкуренции таким образом корректируется «вручную».

Еще раз о проблеме местного протекционизма

 

Время от времени продовольственные рынки областей, несмотря на суровое порицание, возвращаются в эпоху феодализма. Магазинные прилавки загружаются под завязку тем, что выпускается в области, а «чужой» товар вытесняется. Закон рыночной конкуренции таким образом корректируется «вручную».


Недавно Брестский облисполком направил в Правительство письмо, в котором отмечается, что, несмотря на борьбу с межрегиональными ограничениями поставок, они «продолжают иметь место».


Этот вывод проиллюстрирован в письме свежим опытом крупнейшего молочного предприятия страны ОАО «Савушкин продукт». Существенное падение продаж в Витебскую, Гомельскую, Минскую и Гродненскую области, как убеждены на предприятии, вызвано административным вмешательством. Региональные чиновники требуют от торговли брать на реализацию молоко, сыры, кефир, ряженку местных молокозаводов.


Особенно ощутимо упали поставки по Витебской области. По данным дирекции «Савушкина продукта», в Браславский район в феврале удалось поставить только 46 процентов от уровня прошлогоднего февраля, в Лиозненский район — 43 процента, в Шарковщинский — 28...


Но не произошло ли падение продаж по объективным причинам? Может, конкуренты, в том числе и региональные молокозаводы, проявили лучшую коммерческую сноровку? В ответ на мой вопрос заместитель генерального директора «Савушкина продукта» Елена Бабкина показывает письма покупателей из Орши, Витебска, Гродно... Все они схожего содержания. Покупатели задаются вопросом: почему из магазина, в котором они привыкли отовариваться, исчезла продукция «Савушкина продукта»? Получается, местный протекционизм действительно обострился?


Начальник отдела антимонопольного регулирования Минэкономики Елена Ганакова сообщила мне, что ситуация изучается.


«Пока от облисполкомов мы получаем письма–заверения, что никаких препон для продовольствия из других областей нет. Однако определенная напряженность на региональных рынках ощущается. Мы продолжим тщательно контролировать, как исполняются нормы антимонопольного законодательства», — резюмировала Елена Ганакова.


Любопытно, что другие молочные производители говорят на тему местного протекционизма без особой охоты. Специалисты «Бабушкиной крынки», например, отреагировали на мои вопросы так: «Мы стараемся работать еще активнее, чем раньше. Это все, что можно сказать».


Не является ли в таком случае проблема со сбытом молочной продукции частной? Судя по всему, нет. В этом убеждает копия письма, с которой мне удалось ознакомиться.


«В магазинах по–прежнему присутствует мясо-молочная продукция, завезенная из других областей... Примите срочные меры по бесперебойному снабжению и постоянному наличию в розничной торговой сети продукции предприятий ГУ «Миноблмясомолпром». Приостановите получение из–за пределов области продукции, производимой в достаточном количестве и ассортименте предприятиями Минской области».


Эта бумага поступила в магазины Минщины из правления областной потребкооперации.


«Впоследствии абзац о приостановлении поставок из других областей был аннулирован, — проясняет ситуацию Елена Ганакова. — Факт подобных письменных указаний — вопиющий! К сожалению, гораздо чаще запреты на поставки делаются в устной форме. И доказать, что имеет место нарушение антимонопольного законодательства, крайне сложно...»


По мнению экономистов, воюя за внутренний рынок, наши «молочники» «ломают копья», ослабляют друг друга. Нельзя ли исправить ситуацию?


«Напрашивается концентрация капитала в молочной отрасли. Скажем, «Савушкин продукт» или «Бабушкина крынка» могли бы выступить собственниками маленьких региональных заводов. В этом случае у них не болела бы голова по поводу сбыта своей продукции, а местные власти не переживали бы, что, открывая свой рынок для передовых предприятий, они положат собственный отсталый заводик», — считает руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико.


Кстати, подобный процесс произошел в соседней России. Под известным брэндом «Вимм–Билль–Данн» сегодня работают 36 перерабатывающих предприятий. 29 заводов объединил еще один российский брэнд «Юнимилк»...


В Минэкономики к идее подобных укрупнений относятся осторожно.


«Главное — чтобы молочный рынок не оказался монополизирован», — поделился своим видением замдиректора департамента ценовой политики Александр Курильчик.


Замечание логичное. Хотя, с другой стороны, направить концентрацию «молочного» капитала в правильное русло могли бы как раз специалисты Минэкономики.


Монополизм, разумеется, недопустим. Но и протекционизму внутри страны не место. Едва ли не все государства сегодня страдают от барьеров во внешней торговле, усугубляющих кризис. Зачем же тиражировать порочную практику на собственном рынке?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter