Не обжечься на молоке

Вчерашнее совещание у Президента по вопросам развития молочной отрасли прошло в жестком формате...

Вчерашнее совещание у Президента по вопросам развития молочной отрасли прошло в жестком формате. А сам разговор вышел на обобщения более серьезные, чем заявленная тема. Президент строго предупредил чиновников и бизнес, что «никакого отхода от той модели, которую мы определили, быть не должно». Шальной приватизации и различных «схем» А.Лукашенко не допустит: «Никакого дикого капитализма! Социальные гарантии должны быть сохранены».


Совещание было собрано, чтобы обсудить сотрудничество с российской компанией «Юнимилк». Точнее, теперь уже французско–российской «Данон–Юнимилк». С участием этого инвестора в Беларуси созданы два совместных предприятия — СООО «Юнимилк Пружаны» и СООО «Юнимилк Шклов». Дебют крупного российского бизнеса на нашем молочном рынке рассматривался как эксперимент. Летом прошлого года (см. «СБ» за 19.06.2010 г.) Президент заявил, что от судьбы этих двух проектов будет зависеть дальнейшее сотрудничество с инвестором.


Нормальное взаимодействие с российским бизнесом было бы полезным как профилактика «молочных войн». Имея активы в Беларуси, «Данон-Юнимилк» кровно заинтересован в том, чтобы на белорусско–российской границе не возникали искусственные кордоны. Интерес к инвестициям объяснялся и другой причиной. Республиканская программа развития молочной отрасли на 2010 — 2015 годы подразумевает колоссальные вложения: 31,5 триллиона рублей. Часть этой суммы —17,8 триллиона — обеспечит государство. Было бы неплохо, чтобы остальную часть взяли на себя частные инвесторы.


Еще летом Президент подчеркивал, что его больше интересуют не инвестиции как таковые, а их качество. Он ждет, что иностранный капитал будет не просто вывозить из Беларуси молоко в пакетах, а экспортировать продукты с большей добавленной стоимостью — творог, сыр, йогурты. Но до настоящего дня работа инвестора заключается только в розливе молока в тару и вывозе его в Россию. Так дело не пойдет, подчеркивалось на вчерашнем совещании.


Кроме этого, у Администрации Президента и Комитета госконтроля ряд других претензий к «Данон–Юнимилк». Компания почему–то не спешит вкладывать в развитие собственных сырьевых зон. А пользуется теми, что есть. К примеру, в прошлом году половина переработанного «Юнимилк Пружаны» молока поступила с сырьевой зоны Пружанского молочного комбината. Вторая — от 8 других молокозаводов Брестчины.


Не выполняется и обещание по поставкам в Россию продукции белорусских заводов через товаропроводящую сеть «Данон–Юнимилк». В Россию идет исключительно «юнимилковское» молоко. При этом по документам эти поставки приносят «Юнимилк Пружаны» весьма скромную прибыль («Юнимилк Шклов» и вовсе пока работает с отрицательной рентабельностью). Это наводит контролеров на мысль, что деньги от реализации, возможно, оседают на каких–то зарубежных счетах, а не в Беларуси. По крайней мере, финансовые показатели, например, Пружанского молочного комбината гораздо лучше, чем у предприятия «Юнимилк». А ведь российская компания позиционирует себя как серьезный инвестор, знающий толк в современном менеджменте. Почему же прибыли в отчетах такие низкие?


И еще один вопрос: почему обижены люди? В Брестской области 12–процентную надбавку к ценам на молоко получали не крестьяне, а молочные заводы (которые занимались его сбором и подготовкой для «Юнимилк»). Зачем это посредничество? Почему нельзя было заплатить эти деньги населению?


Вся эта ситуация категорически не устраивает Президента. Он напомнил, что молоко для Беларуси не просто товар, а «существенный фактор экономики и политики». Полностью обеспечивая внутренний рынок, страна половину произведенной молочной продукции экспортирует. Высокий спрос на молоко на внешних рынках сохраняется. Поэтому белорусская молочная отрасль — лакомый кусок. И если в ней и будут работать иностранные инвесторы, то только порядочные, ответственные. Оставляющие значительную часть прибыли на этой земле, а не вывозящие весь заработанный капитал за рубеж. Образно говоря, просто так снимать сливки с белорусского рынка Президент никому не позволит.


Предложение «Данон-Юнимилк» ясное: либо выполняйте взятые на себя обещания, либо покидайте рынок. Аргумент Премьер–министра Михаила Мясниковича о том, что не хотелось бы терять мировой брэнд молочной индустрии, Президент отверг: «Надо не кланяться чужим брэндам, а создавать свой». Александра Лукашенко также не устраивает работа председателя Пружанского райисполкома. Местная власть, по оценке Президента, не смогла повернуть инвестиционный процесс в нужное для государства русло. А.Лукашенко поручил в самое ближайшее время рассмотреть, насколько соответствует руководитель Пружанского района занимаемой должности. Серьезная критика была высказана и в адрес председателя Шкловского райисполкома и  руководителей Могилевской и Брестской областей. «С ними я буду разбираться лично», — сказал Президент.


А.Лукашенко напомнил, что на заре своей президентской деятельности он «отбил всякие попытки приватизации отраслей, которые обеспечивают продовольственную безопасность нашего государства». Сегодня контроль над молочной, мясной, сахарной, кондитерской и другими выпускающими продовольствие отраслями, по мнению Президента, нужен не меньший, чем в 90–е годы. Чтобы внутренний рынок был насыщен продовольствием. В нужных объемах и по доступным ценам. Недавние бунты в Северной Африке, по словам Президента, начались из–за нехватки продовольствия и его дороговизны.


Уже в первом квартале российский инвестор должен сделать выводы из вчерашнего разговора. Если «Данон-Юнимилк» планирует присутствовать в Беларуси, то он, подчеркнул Президент, должен выполнять все свои обязательства перед государством и уважать людей, которые работают на фермах и в переработке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
александр
Да уж эти уважат! Они последнее заберут!
alexandr
Прежде всего спасибо СБ за то, что печатает мои не всегда лицеприятные замечания.Но..на то и хозяйство, чтобы в нем были и "за" и "против". В одном полность согласен с Президентом( и все об этом, кто меня читает знают)-я аппологет создания сильной сельхозиндустрии в Беларуси, как ее не менее 40%профиля на ближайшие 30 лет.Именно так и не меньше.Уникальные предпосылки к развитию, исключительно умная политка и капиталовложения.Пришли к реализации запланированного.И самого главного слова "ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ДОГОВОР" в этом споре почему-то отсутствует. Мне как юристу слово "обещания" не совсем понятны.У нас на западе принято говорить:под язык копирку не кладут. Вот почему все, что происходит в реальном секторе-это прежде всего сильный юридический корпус.Хороший договор(подробный до последней мелочи и основанный на признанном сторонами законодательстве) не скажу сколько ,но много процентов в будущем благоприятном исходе начатого дела.Как практику мне очень часто приходилось и приходится сталкиваться именно у "русскоговорящих" деятелей с ответом: да нет,не было никакого юриста, сели, написали, подмахнули, сначала было все хорошо , а вот теперь Арбитражный суд в Стокгольме. Все. На этом можно ставить крест.Отношения между сторонами уже никогда не восстановятся. Конфликт на лицо.Не знаю как было в данном случае,но думаю, что очень близко. И это первое.<br /> <br />
Второе.Вчера сидел вечером у себя в саду и смотрел в звездное ночное небо.Красиво. Гармония. А в мире .... зло,дележ, грабеж, крик... и никто не хочет уступить другому.Я не за немедленную эру милосердия.Я просто за милосердие там,где оно должно обязательно быть.Поэтому Александру Григорьевичу хочу еще раз пожелать "большого терпения".Сегодня только начало. Клевать будут много, но и по делу тоже! Поэтому нужно научиться смиренно принимать удары и подарки судьбы.Учиться всегда и везде, каким бы умным и успешиным ты не был.И люди пойдут за тобой , а не будут "шугаться" по углам.Так думаю. Удачи вам. Все будет хорошо.
Олег Пшанцев
Президент совершенно прав. Беларусь не настолько богата, чтобы разрешать по "бросовым" ценам свое молоко (не продукты, а сырое молоко) вывозить за рубеж. Посмотрите, сколько стоит литр нашего молока, а сколько стоит баночка йогурта "Данон". И получается, что вся эта разница «уходила» из Беларуси.<br /> <br />
Удивительно, что французы раньше не отследили то, что их российские партнеры так откровенно работают по "своим" схемам, выводя деньги из нашей страны. А может и они уже привыкли к такому способу ведения бизнеса? Жаль. Я был лучшего мнения о европейцах.
Иван Платонов
Есть такая болезнь - жадность. К сожалению российские предприниматели почти поголовно заражены этой эпидемией. Я советский человек из Санкт-Петербурга, мне стыдно за своих соотечественников.
Сергей Новиков
Хорошо, что Президент всё же держит руку на пульсе страны. И не дает растащить руспублику.<br /> <br />
Но думаю было ошибкой запускать российские фирмы в такие стратегические отрасли как продовольственные товары и их переработка.<br /> <br />
Уж лучше сотрудничество с КНР.
Михаил
"Батька, гони в шею этот данон! "Западные " компании, приходящие на российский рынок , составляя планы широкомасштабных инвестиций и строительства новых модернизированных производств, имеют целью скупку активов, вывоз капитала, и как следствие разрушение более-менее эффективно работающих отечественных производств. Французским специалистам, работающим в России(Московский регион) молочная продукция поставляется непосредственно из Франции, местный данон, напичканный разной отравой они не жрут.
Инна
И что Мясникович нашел в этом Даноне? То, что это мировая признанная марка? Так это не признак ее превосходства над отечественными продуктами, это признак огромных вложений в рекламу и только. Данон ничем не полезнее любого молочного белорусского продукта, если только не вреднее. Дело в том, что в Европе, откуда родом Данон, вообще нет культуры употребления кисломолочной продукции- сметаны, кефира, простокваши, творого в чистом виде у европейцев просто нет. Зато йогурты и всевозможные десертные пасты- в огромном количестве. Но эти продукты содержат много наполнителей- сахара, загустителей, химических ароматизаторов. Здоровыми продуктами их никак не назовешь (в т.ч. детские типа Растишки). Но реклама делает свое дело. У потребителя складывается обманчивое восприятие Данона, как средства для оздоровления, и напрочь отвлекается внимание от настоящих здоровых продуктов- кефира, простокваши, творога. Лукашенко прав в том, что нельзя увлекаться западными брэндами, построенными лишь по принципу извлечения максимальной прибыли (только один пример с навязыванием детям Растишки всевозможными игрушками говорит о многом). Давление на детскую психику вообще неприемлемо. Моей дочке Растишка упорно не нравился (видимо из-за его едкого химического вкуса), но когда ее подружка похвасталась коллекцией картонных домиков, она стала просить покупать эти наборы, но по-прежнему все не съедает. Так у детей воспитывается извращенное отношение к продуктам, что лучше не содержимое, а внешний вид.
Виктор
В России порошковое молоко стоит 50 руб. В Беларуси настоящее молоко стоит 18 руб. В белорусской деревне литр молока стоит 10 руб.<br /> <br />
ПРЕЗИДЕНТ БЕЛАРУСИ все делает правильно, не допуская дикого капитализма, от которого в РФ уже многие плачут. Дай бог здоровья Александру Григоьевичу!!!
Петро
И что Мясникович нашел в этом Даноне....<br /> <br />
Вот и я не понимаю...,пока...
сергей
Молодеч БАТЬКА!!!
Константин
>> что деньги от реализации, возможно, оседают ...<br /> <br />
в Москве, разумеется. Москва всю Россию схапала, и на Беларусь зарится. А требовать от олигархов уважения к простым смертным - у нас в российской провинции они в заводах помещения не отапливают зимой, какая тут нафиг 12% надбавка.<br /> <br />
Берегите Батьку!
Анатолий
В принципе все правильно, но почему в тексте статьи только слова - "обещания", "договоренности"<br /> <br />
и нет нормальных слов "Договор", "Контракт", "Лицензия" и к тому же в соответствии с действующим законодательством
Николай
Это глубокое заблуждение, что российские покупатели предпочитают продукцию Данон. Все большим спросом пользуется именно белорусская молочная продукция (молоко,кефир, творог) и колбасы. Так что гоните Данон в шею с белорусского рынка, раз они не выполняют своих обязательств.
Лариса
Как-то эти французы слишком активизировались. Вот Данон покупает Юнимилк, монстра-упыря. Росбанк, слившийся в экстазе с французским банком Сосьете Женераль широко шагает по России, отвоевывая финансовые поля. Чего хотят французы?
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?