Не Обаме, а о БАМе

NYT: Как белоруска рассказала американке о стройке века

NYT: Как белоруска рассказала американке о стройке века

Источник: http://travel.nytimes.com/2012/08/12/travel/...

Корреспондент американского издания «Нью-Йорк Таймс» Финн Олаф Джонс совершила путешествие по Байкало-Амурской магистрали. Свои впечатления о поездке она изложила в большой статье, свою лепту в которую внесла и наша соотечественница:

«Для меня, девушки из Беларуси, ночные радиотрансляции со строительства этой железной дороги на сибирской границе несли такой заряд романтики, что хотелось быть ее частью», — говорит моя новая 57-летняя подруга Мила Козлова, пока мы качаемся взад и вперед в нашем купе, несущемся через сибирскую глушь. Она удовлетворенно смотрит на океан березняка, перекатывающийся за окном, и достает из огромной сумки две банки домашних засолок. Еще одна добавка к лукуллову многообразию закусок, образовавшемуся на откидном столе. С первого дня наше путешествие по Байкало-Амурской магистрали — русские называют ее БАМ — превратилось в 2.500-мильный буфет.

За последние три часа мы не видели ни одной дороги, поселения или человека в этой лесной глуши. Трудно представить себе, где еще в мире столь девственные и нетронутые виды открывались бы из окна поезда, бегущего по трансконтинентальной магистрали. Иногда дорога поднимает нас выше деревьев, и тогда становятся видны покрытые снегом вершины гор, сверкающие над зеленым горизонтом. Мила права: есть что-то непередаваемо романтическое в этом броске через огромные пространства Сибири по невероятной, непрактичной и все же эпически красивой дороге.

Когда заходит речь о пересечении Сибири, все в основном думают о Транссибирской магистрали — 5,000-мильной железнодорожной нити, достроенной в 1916-м и связывающей Москву и Тихий океан. Но спустя две трети пути от российской столицы Транссибирская магистраль отстреливает ветку — БАМ, — которая непонятно зачем летит на север через пустоту на карте, пересекая лишь пару-тройку городов и асфальтированных дорог. Загадочная и огромная железнодорожная петля, прокинутая в никуда.

Начатый Сталиным как альтернатива Транссибирской, БАМ был закончен лишь в 1991-м, хотя его до сих пор латают из-за растущего спроса азиатских стран на сибирскую древесину, нефть и газ. «Сталин строил БАМ, думая, что китайцы могут перейти границу и захватить Транссиб, но этого не случилось, — говорит Мила. — Брежнев строил БАМ дальше, чтобы создать пионерскую утопию, но этого тоже не произошло. А сейчас, — пожимает она плечами в домотканом свитере, — кто знает, что может выйти из всего этого, кроме увлекательной поездки?»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter