Не нужен нам якорь турецкий… Проблемы российского судостроения

В Приморье в городе Большой Камень состоялась церемония закладки верфи  «Звезда-DSM».

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), председателем совета директоров которой является Игорь Сечин, будет сооружать верфь совместно с корейской корпорацией Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering. Иностранные инвесторы вложат в проект около 200 млн долларов. Суда, которые будут строить на верфи в Большом Камне, предназначены для освоения Сахалинского, а в перспективе – Камчатского и Арктического шельфов. Здесь планируется строить суда водоизмещением до 300 тысяч тонн, которые до сих пор  в России еще не производились. Строительство суперверфи   начнется на территории давно развалившегося завода «Стройдеталь» и завода «ДВЗ Звезда», которому тоже грозила подобная участь. Последние годы коллектив «Звезды» «кормился» программой утилизации подводных лодок, но она подходит к завершению. Проект предусматривает создание на территории «ДВЗ Звезда» новой верфи с сухим доком. Годовая производственная программа новой верфи составит от 3 до 6 единиц крупнотоннажных судов.  
В закрытом городе Фокине Игорь Сечин заложил капсулу в основание верфи, ориентированной на строительство  буровых платформ и супертанкеров. Строительство должно начаться в марте 2010 года, а завершится в 2012 году. В проекте принимает участие Объединенная судостроительная корпорация и китайско-сингапурский концерн Yantai Raftles Shipyard.  Основным инвестором проекта  общей стоимостью миллиард долларов станет Внешэкономбанк.
В последнее время приморские города, имеющие статус закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО),  стремительно безлюдели.  Молодежь в поисках работы уезжала во Владивосток. Теперь появились стимулы остаться в родных местах. В том же Большом Камне  планируется в следующем году построить около тысячи квартир для сотрудников верфи. «Судостроение дает дополнительные возможности региональной экономике. Одно рабочее место в судостроении позволит занять семь человек в смежных областях», – заявил вице-премьер.
Новым верфям в Приморье гарантирована загрузка. Об этом говорилось на совещании с участием менеджеров «Газпрома», «Роснефтефлота», «Роснефти», «Транснефти», «Зарубежнефти» и компаний, входящих в структуру Росрыболовства. Совокупная потребность в продукции судостроения  только в среднесрочной перспективе составляет 200 млрд рублей.
В последние годы принималось много важных и перспективных решений, но они не были доведены до конца. Каковы гарантии того, что новым верфям в Приморье не уготована такая же судьба? «Для поддержки судовладельцев и судостроителей помимо льготного кредитования и увеличения объемов государственного заказа необходимо решить вопросы предоставления государственных гарантий по экспортным контрактам, реализации лизинговой программы строительства судов и долгосрочного (до 10–15 лет) кредитования отечественных судовладельцев, заказывающих суда на российских верфях», – считает руководитель Федерального агентства морского и речного флота Александр Давыденко.
Известный специалист в области судостроения, бывший начальник Главного планово-производственного управления Минсудпрома СССР Феликс Осташевич обращает внимание на то, что  для развития судостроения недостаточно построить верфи. В первую очередь нужна законодательная поддержка.
«Проект федерального закона, определяющий меры государственной поддержки по развитию судостроительной промышленности, обсуждается почти 10  лет. Это несмотря на то, что на совещании по вопросам развития судостроительной промышленности, проведенном 1 ноября 2006 года, было озвучено президентское поручение правительству еще к февралю 2007 года внести указанный законопроект в Государственную Думу. Но названное поручение до настоящего времени не выполнено», – заявил Феликс Осташевич «Союзному вече». Кроме того,  Правительством РФ 7 ноября 2007 года утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 годы. Однако самой федеральной целевой  программы до сих пор нет. «Таким образом, подготовка нормативных правовых актов, определяющих меры государственной поддержки судостроительной промышленности,   осуществляется неудовлетворительно», – считает Феликс Осташевич. По его мнению, на новых верфях в Приморье придется решить еще одну важную проблему. Она состоит в том, что предприятия судового машиностроения и приборостроения в значительной мере утратили свой потенциал. Это приводит к тому, что при строительстве судов российские заводы, как правило, осуществляют только строительство корпусов, а если создание судна осуществляется «под ключ», то комплектующее судовое оборудование приобретается за рубежом. Например, при строительстве транспортных судов для Венгерской Республики около 90 процентов комплектующего оборудования поставлялось из стран – членов СНГ и дальнего зарубежья. Даже якоря для этих судов вынуждены были закупать в Турции. Хочется верить, что ситуация в российском судостроении коренным образом изменится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter