Не нужен нам тазик турецкий

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ магазин без очереди лично мне еще ни разу не встречался. Судя по всему, товары народного потребления пользуются хорошим спросом. По себе замечала: нет-нет да и понадобится то тазик новый, то губка для мытья посуды, то щетка для обуви — никуда не денешься, пойдешь в хозмаг. В последний раз стояла перед прилавком и гадала, какую мочалку лучше взять. На что муж сказал, как отрезал: «Не трать время — бери любую, все равно обе китайские». Я призадумалась: а наши производители умеют ли эти самые мочалки делать? А тазики? А щетки?..

Почему на прилавках хозяйственных магазинов так скромен ассортимент отечественных товаров?

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ магазин без очереди лично мне еще ни разу не встречался. Судя по всему, товары народного потребления пользуются хорошим спросом. По себе замечала: нет-нет да и понадобится то тазик новый, то губка для мытья посуды, то щетка для обуви — никуда не денешься, пойдешь в хозмаг. В последний раз стояла перед прилавком и гадала, какую мочалку лучше взять. На что муж сказал, как отрезал: «Не трать время — бери любую, все равно обе китайские». Я призадумалась: а наши производители умеют ли эти самые мочалки делать? А тазики? А щетки?..

С ТОГО ДНЯ стала внимательнее присматриваться к этикеткам. И не только в родном хозяйственном, но и в гипермаркетах в соответствующих отделах, и в некоторых сельмагах. На мой непредвзятый, потребительский, глаз, белорусского товара среди хозяйственного изобилия раз-два и обчелся. Полезного, как я его называю, ширпотреба, навскидку — не более 15 процентов. В одном из магазинов поселка Лесной в Минском районе насчитала 10 видов мочалок для мытья посуды, из них только на одной упаковке было написано «сделано в РБ». На остальных — Китай, Россия, Украина, Польша, Литва. Иду дальше. Мешки для мусора — Россия, Украина. Пластиковые контейнеры для бутербродов и банки для сыпучих продуктов — Китай, Турция, Польша. Металлическая терка для овощей — Китай. Пластиковые миски, ведра, тазики, прочая незамысловатая мелочь — Россия, Китай, Польша.

В гипермаркетах, куда на выходные много стекается народу из глубинки, ситуация и того хуже. Там белорусские хозтовары — редкость. А в одном из столичных гипермаркетов я вообще не нашла в хозяйственном отделе ни одного изделия, сделанного в Беларуси. В основном Польша. Остальное — Китай и Турция. Тут же вспомнила рассказ знакомого, который возмущался, как ему в строительном магазине чуть ли не с гордостью заявили: «Если вы не заметили, мы белорусскими товарами не торгуем». Мол, второсортным товаром. Мне стало обидно. Ну как же так — мебель делать научились, да так, что не стыдно ее показать (и экспортировать) заморским гостям — красиво, удобно, доступно по цене. Трикотаж и белье тоже, избалованные россияне и гости из соседних стран скупают его пачками. А такой, казалось бы, пустяк, как хозяйственные товары, — нет. Получается, наши купцы делают деньги, да еще порой помогают обогатиться заграничным производителям за счет элементарной в изготовлении продукции. В том же гипермаркете продавали простейшие металлические крючки. В наборе две штуки. Цена — почти 30 тысяч рублей. Почему же наши предприятия не могут сделать аналогичные стальные крючки? Деньги не нужны?

РЯДОМ с Минской кольцевой есть небольшой рынок, где торгуют как раз такими необходимыми в хозяйстве мелочами по ценам, ниже магазинных. Но там найти белорусский тазик — нечто из разряда фантастики. У этого рынка — типично китайское лицо. Иногда встречаются польские товары, но уж никак не белорусские. Повертев в руках одежную щетку, критически (себе такую не куплю) оценив терку, снова подумала: а мы что, не можем сами такие сделать, зачем у китайцев покупаем?

В общей статистике импорта и экспорта страны хозтовары не выделены в отдельную группу — наверняка что-то из этого идет в разделе «изделия из пластмассы». По информации Белстата, хозяйственные товары составляют менее одного процента от розничной продажи всех продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах и на рынках страны. Поэтому траты на их импорт могут показаться незначительными. Тем не менее эти деньги уходят на поддержку экономики совсем другой страны. На фоне работающей в Беларуси Государственной программы по импортозамещению такое положение дел кажется странным. Есть ли ему объяснение?

Да, конечно, в республике есть производители пластмассовых и других хозяйственных товаров. Но их не так много, чтобы закрыть потребности внутреннего рынка. К тому же в большинстве случаев выпуск такой продукции для них — не основное направление деятельности. Зачастую сырье для таких изделий — это отходы производства, поэтому наладить выпуск пластмассовых мисок и прочей утвари может предприятие, занимающееся более серьезным и сложным производством.

Сколько сегодня в Беларуси производят хозяйственных товаров, точно сказать сложно — таких данных нет ни в одной статистике, ни в одном министерстве. Создается впечатление, что эта отрасль попросту потерялась среди прочих — никто толком не может ответить, к какому роду промышленности она относится. Предприятия концерна Беллегпром выпуском таких изделий не занимаются. Для компаний, относящихся к Минпрому, этот вид деятельности, скорее, побочный, не имеющий стратегического значения. Видимо, поэтому мне в ведомстве не смогли назвать конкретные цифры по объему производства и ассортименту такой продукции.

НА ЭТОМ фоне выделяется один их немногих производителей хозтоваров в стране — ОАО «Легпромразвитие». Производством хозтоваров это предприятие занялось в 2003 году. Сейчас в его ассортименте около 300 видов изделий, выпускаемых под четырьмя торговыми брендами, которые поставляются в торговые точки по всей стране. Но сколько на сегодня составляет от общего объема продаж хозмагов продукция «Легпромразвития», тоже сказать сложно.

— Таможенные службы не дают точной информации о поставке хозтоваров в страну — их просто не выделяют в отдельную группу. Плюс многие предприятия информацию об объемах своего производства относят к коммерческой тайне. Поэтому нам довольно сложно определить свою долю присутствия на внутреннем рынке. Думаю, по мелким изделиям (кухонным принадлежностям и прочим) это примерно 10—15 процентов от общего объема продаж на внутреннем рынке. Если говорить о наборах и аксессуарах для ванных комнат, производством которых мы также занимаемся, то это уже примерно 50 процентов, — говорит директор ОАО «Легпромразвитие» Дмитрий Шелкунов.

В то же время руководитель отмечает довольно сильную конкуренцию на рынке таких товаров. Однако не считает нужным подключать административный ресурс для того, чтобы в хозмагах стало больше белорусской продукции.

— Конкуренция — это хорошо. Она заставляет производителей шевелиться, выпускать более качественную продукцию по доступным ценам, — утверждает Дмитрий Шелкунов. — К слову, сегодня мы производим изделия по качеству выше среднего даже по мировым стандартам. Что касается цены, то она примерно на уровне соседствующих с нами на прилавках китайских товаров, себестоимость которых, разумеется, ниже, ведь в их белорусскую цену заложены еще и значительные транспортные расходы.

Пройдясь по хозяйственным магазинам, соглашусь, что у белорусских и импортных товаров этой категории нет существенной разбежки в стоимости: что-то чуть дороже, что-то чуть дешевле. Словом, и нашему производству вполне по силам конкурировать по стоимости с зарубежным. А по качеству?

Китайская пластмасса многих потребителей отпугивает из-за распространенных слухов об использовании для их производства токсичных красителей. Белорусскую пластмассу в этом еще, к счастью, не обвиняли.

– КАЖДЫЙ месяц мы вкладываем 5—10 тысяч долларов в тестирование безопасности готовой продукции. То есть не жалеем больших денег, чтобы потом без проблем можно было ее сертифицировать и поставлять на рынок. Думаю, по сравнению с китайскими наши изделия более безопасны, — говорит Дмитрий Шелкунов.

Получается, в Беларуси способны выпускать конкурентоспособную продукцию этого сегмента товаров. По словам директора ОАО «Легпромразвитие», предприятие постоянно наращивает объемы производства, расширяет ассортимент, ежемесячно выпуская 4—5 новых видов изделий. Но и это, как показывает практика, капля в море. Так почему же мы можем, но не вытесняем китайских производителей из наших хозяйственных магазинов? Налицо огромная ниша для работы белорусских предприятий в направлении импортозамещения.

— Зачастую бывают ситуации, когда купить выгоднее, чем произвести. Нам лучше модернизировать производство, например, тракторов. Потом продать один трактор Китаю, а на полученные за него деньги ввезти оттуда те же хозтовары, — пояснили «СГ» в Минпроме.

Переработка пластмасс — высокотехнологичное производство. Внешне может казаться, что идет выпуск простейшей продукции, однако это не совсем так. Порой в такое производство действительно стоит инвестировать. Но есть некоторые позиции, выпуском которых не стоит заниматься, выгоднее купить. Например, шариковые ручки — казалось бы, что еще сделать проще? Но доходность от такого производства низкая. Поэтому ручки лучше купить в Китае, чем тратить деньги на организацию их производства в Беларуси.

Помимо хозяйственных, есть и другие категории товаров, производство которых, судя по всему, тоже не приносит больших доходов. Это, например, швейная фурнитура. В одном из универсамов Постав мне продали украинские швейные иголки — сказали, что не помнят, чтобы были в продаже белорусские. Пуговицы — в основном китайские. Однако в стране есть минимум два предприятия концерна «Беллегпром», занимающиеся выпуском такой продукции: ОАО «ЭКТБ» и ОАО «Минский экспериментально-фурнитурный завод». Правда, последний выпускает продукцию в основном для потребностей швейных предприятий концерна «Беллегпром».

Производство простейших потребительских товаров специалисты относят к низкодоходному. Этим объясняют их малое производство нашими предприятиями. Однако количество и разнообразие аналогичных импортных изделий на прилавках не позволяет с этим согласиться. Не приноси это хороших доходов, китайцы вряд ли бы отливали свои пластиковые миски и тратились на их доставку в каждый уголок планеты. Многие скажут: в Китае десятилетиями налаженное производство, огромные объемы выпускаемой продукции, которые снижают ее себестоимость. В конце концов, дешевая рабочая сила. Но как тогда быть с соседней Польшей, где труд оплачивается по более высокому тарифу, но чья продукция этого сегмента все чаще появляется на белорусских прилавках? Очевидно, дело выгодное, производство — экспортно ориентированное.

ТАК стоит ли дело того, чтобы строить с нуля заводы, закупать оборудование, а потом ждать, пока оно окупится? Добиваться конкурентоспособности выпускаемых изделий действительно сложнее, чем купить готовую продукцию за границей. С другой стороны, в Беларуси есть предприятия, занимающиеся выпуском и такой продукции. Может, имеет смысл подрастить объемы производства, расширить ассортимент и тем самым потеснить конкурентов? К слову, тот же фурнитурный завод выпускает изделия для потребностей предприятий одного концерна. Так почему бы им не обеспечить своими пуговицами универмаги страны? Ведь зарабатывают на этом в других странах!

Складывается впечатление, что на эту сферу производства попросту махнули рукой — мол, мелочи, ничего серьезного, нулевые прибыли, лучше заняться тяжелым производством. Но, как известно, копейка рубль бережет. А, отмахиваясь от таких мелочей, в будущем можно недосчитаться значительных сумм. Ведь на такую продукцию всегда есть и будет спрос.

Яна МИЦКЕВИЧ, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter