Сельхозпредприятия приступают к ремонту техники

Не найдем денег на техремонт, потеряем больше

Сельхозпредприятия приступают к ремонту техники. На ее восстановление потребуется около 5 триллионов неденоминированных рублей
ХОЗЯЙСТВА начинают готовить сельхозтехнику к следующему сезону. К 1 марта на линейку готовности необходимо поставить почвообрабатывающую и посевную, через месяц восстановить кормоуборочную технику и до 1 июня — для уборки зерновых и зернобобовых культур. При этом готовность всех машин и оборудования должна быть не менее 95 процентов — это одна из гарантий  проведения полевых работ в оптимальные сроки.

Как планируется организовать ремонт в мастерских? В какую сумму обойдется восстановление техники, сколько ее списывается и поступает, рассказывает начальник главка технического прогресса и энергетики Минсельхозпрода Станислав КАРПОВИЧ. 

— Станислав Константинович, что представляет собой машинно-тракторный парк и насколько он обновился?

— На начало года  насчитывалось 44 тысячи тракторов, 19,6 тысячи грузовых автомашин, свыше 10,5 тысячи зерноуборочных и 4 тысячи кормоуборочных комбайнов, примерно 980 картофелеуборочных — всего более 240 тысяч единиц. 

За последние 5 лет поставлено 3 тысячи зерноуборочных комбайнов с пропускной способностью 10 килограммов зерна в секунду и более, около 1,3 тысячи кормоуборочных комбайнов, почти 10 тысяч тракторов, немало прицепного оборудования. Правда, в прошлом году техники поступило немного. Обновление не компенсирует количество списанных машин, поэтому приходится все больше внимания уделять их восстановлению. После ремонта ресурс техники должен составлять не менее 80 процентов от новой. Если ниже, тракторы или комбайны во время работы себя не оправдают. Косметическим ремонтом в таком случае уже не отделаться.

— Перед постановкой техники на хранение ее дефектуют, после  можно судить о стоимости. Что она показала?

— По нашим расчетам, для восстановления машин и оборудования необходимо около 5 триллионов неденоминированных рублей. Сумма приличная. Но если для ремонта не изыскать необходимого количества денег, провести его несвоевременно или некачественно, потеряем больше. Правда, в каждом конкретном случае нужно исходить из отдачи вкладываемых средств.

— В некоторых хозяйствах предпочитают восстанавливать технику собственными силами. Мол, отправлять ее в райагросервисы или на спецпредприятия дорого. Насколько это оправданно? 

— Около 90 процентов техники необходимо ремонтировать в хозяйствах, остальную — в обслуживающих организациях. Такой подход оправдан. Мы предлагаем отправлять спецпредприятиям только сложные узлы и агрегаты. Не у всех хозяйств есть специалисты и возможности самим ремонтировать, например, зерноуборочные комбайны или тракторы. Каждому райагросервису определили,  когда какое хозяйство  должно поставить их в ремонт. Качество в таком случае гарантировано. Дело за малым — выполнением заказов и расчетами. 

Из импортной техники у нас 975 таких тракторов, 770 кормоуборочных машин и 1122 зерноуборочных комбайна. Некоторые запчасти для них уже изготавливают в республике. Сложные и очень дорогие придется покупать  у дилеров.

— Зимой предприятия не в состоянии с ходу рассчитаться за запчасти. Не скажется ли это на плановом ремонте?

— Дефицита запчастей нет. С  Минпромом есть договоренность об отсрочке для райагросервисов платежей за запчасти до 45 дней. 

Поставляемые в ремонт двигатели, коробки перемены передач, задние мосты мы предлагали удешевить на 50 процентов за счет областных бюджетов. В таком случае ремзаводы и райагросервисы можно было загрузить работой, и хозяйства  восстановили бы максимальное количество сложных узлов и механизмов. Но Минфин нас не поддержал. Хотя на реммастерские райагросервисов, например, приходится всего 3—4 процента выручки, а удельный вес реализации запчастями — 76 процентов. Райагросервисы, можно сказать, превратились в торговые организации. 

— Техника постепенно выходит из строя. Какое количество машин и оборудования необходимо поставить взамен, чтобы своевременно убирать зерновые, корма, картофель? 

— За год списывается около 500 единиц кормоуборочной техники. Некоторые новые машины по теххарактеристикам превосходят старые аналоги в полтора-два раза. Не сравнить, например, КВК-800 «Полесье» и его младшего собрата К-Г-6. Поэтому вместо полутысячи списываемых единиц взамен необходимо 400. Это касается и зерноуборочных комбайнов, других видов техники. 

В соответствии с Программой развития аграрного бизнеса Беларуси на 2016—2020 годы в 2020-м тракторы с мощностью двигателя 300 лошадиных сил и более должны составлять четверть всего парка, зерноуборочные комбайны с пропускной способностью 12 килограммов зерна в секунду — 85 процентов, кормоуборочные комбайны с двигателем 450 лошадиных сил — 55. Эффективное использование высокопроизводительной техники снижает себестоимость продукции. 

— С этого года ваш главк, Станислав Константинович, запустил программу, с помощью которой можно определить реальную потребность в сельхозтехнике для каждого хозяйства. Каковы первые результаты масштабного проекта? 

— С помощью программы сравним наличие техники и ее потребность. Окончательных результатов пока нет. Их получим к концу года. Но, судя по предварительным данным, у нас не хватает зерно- и кормоуборочных комбайнов, современных пресс-подборщиков. 

zybulko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter