История фотографии известного белорусского реставратора Аркадия Шпунта

Не навреди

Несколько лет назад приятель-художник бросил мне довольно странный упрек. Дословно его слова звучали так: «Что ты с этими реставраторами носишься? Не было бы их — так нам, живым и талантливым, куча заказов досталась бы в тех же церквях. Да и в музеях много бы места освободилось!» Была в его словах капля горькой правды, а потому и спорить с ним тогда не стал.


Время безжалостно. И не надо себя успокаивать, что к шедевру оно относится почтительнее, чем к чему-то заурядному.

Уверен, почти все сегодня понимают простую истину, что, не будь на свете реставраторов, многие произведения искусства просто не дожили бы до наших дней. Рассыпались, развалились и давно превратились бы в прах: безжизненный и не вызывающий восторга, радости и восхищения.

Профессия художника-реставратора становится все более актуальной. И ярчайший пример тому — открытый процесс восстановления картины Рембрандта «Ночной дозор», хранящейся в Королевском музее Нидерландов. Мало того что десять месяцев за работой мастеров смогут наблюдать все посетители музея, так он транслируется в онлайн-режиме в интернете.

Мы себе подобное пока позволить не можем. А вот великолепные художники-реставраторы у нас есть, и один из них — Аркадий Шпунт. Сегодня он один из старейших мастеров своего цеха.

Мудрый, циничный, ироничный, импозантный... Никогда не слышал, чтобы он разговаривал громко. Думаю, акустика храмов, работа на лесах, под куполом приучила его к сдержанности и осторожности. А возможно, и постоянное взаимодействие с чудотворными иконами, скульптурой, картинами сделало его спокойным и рассудительным.

Когда он не занят непосредственным делом, с ним можно разговаривать про все на свете. Хочешь про то, как выглядела Беларусь шестьдесят лет назад, — пожалуйста, узнаешь много нового. Хочешь о мужской и женской моде, о фотографии, о литературе (он написал несколько интересных книг), о напитках, как крепких, так и не очень, о здоровом образе жизни, о друзьях-товарищах, с которыми сводила и разводила жизнь, о поэзии... Но в итоге, в какую из этих тем ни погружаешься, разговор обязательно вернется к профессии и проблемам современной реставрации.

Не раз я слышал от Аркадия Шпунта мысль, что реставратор, как врач, не имеет права на ошибку. Что главное — не навредить той работе, восстановлением которой занят. Что страх у него один — постараться не испортить вещь.

Удивительно, но, попадая в храмы и музеи, мы не задумываемся, что, кроме художника-автора, создавшего то или иное произведение, есть и художник-реставратор, подаривший шедевру другую жизнь.

stepan@sb.by

Фото предоставил Евгений КОКТЫШ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter