Не навреди себе, человек! Энвер Бариев – о вызовах времени, гордиевых узлах отрасли и философии безопасности

Современные экология и техносфера диктуют свои условия и ежедневно ставят под сомнение незыблемость человеческой жизни. Мощные цунами и разрушительной силы ураганы, землетрясения и оползни, разливы нефти и выбросы ядовитых веществ – зачастую случай оставляет нас совершенно беспомощными перед лицом этих могучих проявлений стихии. Заставляет уповать на судьбу и ждать помощи от тех, чья жизнь и рабочий день укладываются в графики и нормативы. Какой же ценой дается и сколько стоит безопасность? Что объективно мешает службе и о чем следует знать каждому, дабы не стать заложником нештатной ситуации? Обо всем этом, и не только, читайте в интервью с Энвером БАРИЕВЫМ, министром по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Современные экология и техносфера диктуют свои условия и ежедневно ставят под сомнение незыблемость человеческой жизни. Мощные цунами и разрушительной силы ураганы, землетрясения и оползни, разливы нефти и выбросы ядовитых веществ – зачастую случай оставляет нас совершенно беспомощными перед лицом этих могучих проявлений стихии. Заставляет уповать на судьбу и ждать помощи от тех, чья жизнь и рабочий день укладываются в графики и нормативы. Какой же ценой дается и сколько стоит безопасность? Что объективно мешает службе и о чем следует знать каждому, дабы не стать заложником нештатной ситуации? Обо всем этом, и не только, читайте в интервью с Энвером БАРИЕВЫМ, министром по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. — Кто-то может сказать, что Беларуси во многом повезло: нет у нас сегодня цунами, невелика вероятность сильных землетрясений и торнадо. Спокойно живем, тихо. Такая позиция однобока и явно страдает от недостатка информированности. В последние несколько лет республика столкнулась с доселе невиданными, не свойственными нашим широтам природными явлениями: ураганными ветрами и одномоментным выпадением большого количества осадков – будь то снег или ливневые дожди. Ясно одно: человек стремительно меняет окружающий его мир, и далеко не всегда в лучшую сторону. — Так же стремительно меняется и перечень угроз? — Если говорить о Беларуси, то самая небезопасная у нас с точки зрения аварийности — техносфера, в частности транзитная составляющая. Республика еще при Советском Союзе была огромным сборочным цехом. В наследство достались крупные производства, мощнейший промышленный потенциал: нефтехимия, энергетика, машиностроение. Все это предприятия, на которых иной раз случаются крупные неприятности. Дальше – транзит нефти и газа через нашу территорию в третьи страны: сами понимаете, от нештатных ситуаций здесь не застрахуешся — словом, совсем не до тихой жизни. Не до спокойствия. — В таком случае, насколько эффективно и оперативно готово сегодня МЧС отреагировать на любой вызов стихии или ЧП на производстве? — С тех пор, как в 1998 году на базе военизированной пожарной службы начало создаваться министерство, изменилось очень многое, отдельные направления реформированы кардинально. У ведомства появились новые функции и обязанности, существенно расширилась сфера деятельности и влияния. Проще говоря, сегодня мы готовы ликвидировать практически любую чрезвычайную ситуацию. И это не слова: за шесть прошедших лет в МЧС создано 17 аварийно-спасательных служб — от поисково-спасательной и медицинской до химико-радиационной, взрывотехнической и водолазной. Если же говорить об оперативности, то на любом потенциально опасном объекте страны мы будем уже через две минуты, в городе – через пять, в сельской местности – через девятнадцать с момента поступления вызова. — Значит ли это, что министерство почивает на лаврах и слышать не хочет ни о какой критике в свой адрес? — Об этом не может быть и речи: пределов совершенствованию нет. В том, что касается безопасной жизнедеятельности, тем более. Не буду заниматься риторикой, скажу лишь, что по результатам 2004 года работа ведомства на итоговой коллегии МЧС признана удовлетворительной. Ничего не поделаешь, планка требований к профессии спасателя изначально высока, работать всегда есть и будет над чем: будь то скорость получения и обработки информации с места ЧС, техническое переоснащение наших подразделений или же предупреждение гибели людей. Последнее, кстати, тесно связано с работой СМИ по пропаганде безопасной жизнедеятельности. — Энвер Ризаевич, что можно назвать главными достижениями МЧС за прошедшие пять лет? Какие проблемы удалось полностью снять с повестки дня республики? — Первое. За относительно небольшой промежуток времени в Беларуси создана государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, реорганизована гражданская оборона. Стержневой элемент этих систем — МЧС, структура унифицированная и профессионально адаптированная, которая может при необходимости объединить все заинтересованные министерства и скоординировать их работу. Второе. За это время принято сорок законов и указов Президента Республики Беларусь, которые формулируют приоритеты природно-техногенной безопасности, определяют задачи министерства и предопределяют стратегию его развития. Указом главы государства утверждена концепция совершенствования ГСЧС и ГО до 2007 года. Третье. За последних два года в республике приостановлен рост жертв чрезвычайных ситуаций, пожаров и аварий. На порядок уменьшился общий социально-экономический ущерб страны от последствий ЧС природного и техногенного характера: по самым скромным подсчетам, это десятки миллиардов рублей. Что удалось решить? Проблему с противодымной защитой в жилых зданиях повышенной этажности и газовыми котельными в подвалах домов «брежневского» типа – не побоюсь сказать, настоящими бомбами замедленного действия. Сегодня у нас сделаны кардинальные подвижки по защите объектов с массовым пребыванием людей: кинотеатров, концертных залов, клубов. — Что, в таком случае, планируете изменить, усовершенствовать в работе ведомства в ближайшее время? — Проблемных вопросов достаточно. Требует усовершенствования система надзорных органов министерства: имею в виду государственный пожарный надзор, проматомнадзор и надзор за защитой от ЧС. В чем суть? Сейчас уже недостаточно только фиксировать нарушения и наказывать за них. Это подходы вчерашнего дня, от которых мы давно отказались. Сегодня инспектор МЧС – не просто контролер, но и диагност, и организатор-управленец. Он должен не только строго спросить, но и помочь наладить систему безопасности на предприятии, в организации. Идем дальше. Никак не обойтись без реформирования системы нормирования требований безопасности. Чего уж тут скрывать, порой они не соответствуют реальной опасности конкретного предприятия, не учитывают специфику производства, а в итоге — излишние затраты, штрафные санкции и… минимальная отдача. Кому это надо? Сейчас мы пробуем перейти на более гибкую, объектно-ориентированную методику нормирования. Что еще? Необходима более тесная работа с министерствами и ведомствами (особенно отраслевыми), городскими, районными и областными исполкомами. Мы уже начали эту работу, и результаты есть. Поиск экономических механизмов повышения уровня безопасности, в частности страхование гражданской ответственности опасных предприятий, как это принято сегодня во всем мире. Кроме того, космический мониторинг чрезвычайных ситуаций с искусственных спутников Земли, ставка на автоматические системы защиты… — Слов нет, все это выглядит очень масштабно. А что же локальные проблемы, например, пожары в сельской местности? Вот только недавно «Р» публиковала репортаж о резком их увеличении с начала года в Минской и некоторых других областях Беларуси… — Об этой проблеме мы не забываем ни на секунду. Она в числе приоритетных для МЧС и республики в целом. Как справиться с бедой? Рецепты найдены: автономные пожарные извещатели (АПИ), ремонт печного оборудования и замена электропроводки. Казалось бы, все так просто, но… Сегодня эту проблему едва ли возможно решить силами одного министерства. В некоторых районах республики местные администрации не удосуживаются обеспечить АПИ даже малоимущие семьи. О чем тут можно говорить? Впрочем, не хотелось бы перекладывать всю ответственность на исполнительные и распорядительные органы власти. У большинства наших граждан культура безопасной жизнедеятельности на очень низком уровне. Только один факт: 98 процентов всех чрезвычайных ситуаций в Беларуси происходит по вине человека. Поэтому так важно сегодня проводить широкую информационно-просветительскую работу с населением, формировать новую философию безопасности и ломать стереотипы вчерашнего дня. Уверен, наш совместный проект «Экстренный вызов» – шаг на пути решения этой проблемы. — Энвер Ризаевич, чего лично вы ждете от этого совместного проекта? — Жду профессионального диалога со специалистами самых разных министерств. Жду предложений, конструктивной критики в адрес МЧС и вопросов от наших читателей. Но ставить их призываю, как паруса: чтоб они помогали двигаться вперед.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter