Нервная анорексия - одно из самых раскрученных в прессе заболеваний

Не насилуйте организм

Нервная анорексия, пожалуй, одно из самых раскрученных в прессе заболеваний. Упала топ–модель в голодный обморок прямо на подиуме — ждем череды публикаций в СМИ. Известная актриса продемонстрировала на ковровой дорожке точеную фигуру — нет–нет да и припишут тяжелое расстройство пищевого поведения. В последние дни в топе тем снова болезненная худоба публичных дам. Не так давно всем миром взвешивали Анджелину Джоли, сегодня взоры обращены на герцогиню Кембриджскую Кейт Миддлтон. Супругу принца обвиняют в резкой потере веса, а придворным поварам приходится отчитываться за каждый приготовленный в королевском дворце ужин и обед. Пристальное внимание на фигуру своей дочери обратил и известный теннисист Евгений Кафельников: мол, худоба дочери его настораживает. Подписчики Алеси Кафельниковой в инстаграм оживились: неужели анорексия? Дабы утихомирить любопытствующую толпу, девушка отправила публичное послание, в котором заверила своих поклонников — с ней все в полном порядке! Да, худая. Но не больная!


Не высосана ли из пальца проблема? Анорексией ведь болели всегда. Просто сегодня неравнодушные как–то уж очень пристально вглядываются в тарелки и придираются к фигурам. Торчат ребра и ключицы — тут же ставят неутешительный диагноз! Преувеличивают?

Заведующая психиатрическим отделением РНПЦ психического здоровья Светлана Мельгуй констатирует: в нашей стране сегодня наблюдается рост динамики заболеваемости нервной анорексией. Но связано это может быть и с тем, что пациенты стали чаще обращаться к врачам. Но есть и позитив: в последние годы врачи реже сталкиваются с крайне тяжелыми формами недуга, при которых вывести пациента из критичного состояния очень тяжело. Причина, говорят, в том числе и в отсутствии информационного вакуума: если раньше заболевшие анорексией толком не знали о своей болезни и всячески скрывали проблемы со здоровьем, боясь общественного порицания, то сегодня лечиться у психиатров уже не стесняются. При первых проявлениях болезни — бегом к врачам!

На лечении в Республиканском научно–практическом центре психического здоровья сегодня находятся 8 девушек с расстройством пищевого поведения. Юношей подобные недуги обходят стороной: анорексия у них диагностируется в 10 — 20 раз реже. По некоторым подсчетам, у нас в стране диагноз нервная анорексия ставится приблизительно 900 пациентам в год. Но полную картину, к сожалению, обрисовать довольно трудно: теоретически заболевших может быть и в два раза больше, но лечение при ранней диагностике может проходить амбулаторно у частных психотерапевтов. Кстати, психотерапия показана не только самому больному, но и его родственникам.

Ведь анорексия вообще — не проблема в отношении с едой, а трудности в отношениях с людьми. Семейные конфликты и недомолвки, неумение заводить друзей и наладить диалог с собой и окружающими — все это может спровоцировать расстройство пищевого поведения. Наверное, поэтому заболевание своими цепкими щупальцами хватается в первую очередь за девушек–подростков с неокрепшей психикой: к врачам за помощью обращаются чаще всего пациентки 18 — 22 лет. У них много общего: в жизни они беспомощны, боязливы, но вот в борьбе с якобы лишним весом проявляют поистине геройские качества. Переубедить их, заставить взглянуть на себя с другой стороны порой не по силам ни близким, ни врачам: заболевший нервной анорексией видит цель и идет к ней. А в конце пути его ждут боль и разочарование: болезнь повреждает каждый орган, страдают сердце, желудочно–кишечный тракт, печень, мозг. Выпадают волосы, портятся зубы, воспаляются слюнные железы — человек меняется до неузнаваемости, превращаясь в ходящий скелет.

Недавно специалисты Научного центра психического здоровья провели исследование в трех московских университетах: врачи обнаружили признаки анорексии разной степени выраженности у 48% девушек и 26% юношей! Многие из них сидят на диетах, около 20 процентов студентов признались, что вызывают у себя рвоту, чтобы похудеть. Врачи лишь разводят руками: к сожалению, анорексия стала одним из самых распространенных хронических заболеваний у подростков. В России ее симптомы фиксируют у каждой двадцатой девушки.

Как изменить ситуацию? Главное — выявить болезнь на начальных стадиях. В том числе бдительными должны быть родители. Девочка сидит на диетах? Взвешивается каждый день и измеряет объемы талии и бедер? Есть повод серьезно задуматься. В первые два–три года с начала болезни анорексия успешно лечится. Но если подросток ступил на голодную тропу, свернуть с нее не так просто: помочь в этом деле могут только специалисты. По статистике, половине заболевших анорексией удается полностью поправиться, приблизительно у трети заболевание переходит в хроническую стадию. Им необходимо на протяжении всей жизни наблюдаться у врачей. К сожалению, около 20% больных этим недугом умирают в течение 15 — 20 лет с момента постановки диагноза.

meleshko@sb.by

Советская Белоруссия № 135 (25017). Пятница, 15 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter