Не надо «солить селедку»

Знакомство наше было недостаточно продолжительным. Тут уж не то что людей насмешить, а в заблуждение вводить. Не просто информационный «прокол», а вполне возможным оговором попахивает. Воистину, десять раз отмерь, прежде чем правду-матку рубануть.

Вот и тут неувязочка. Какой-то внутренний тормоз срабатывал. Вроде человек надежный, что называется, жизнью не раз проверенный, ни в чем предосудительном не замеченный.

Но все равно что-то мешало по условной классификации воспринимать его до конца интеллигентным. И однажды будто щелкнуло на оценочной шкале. Одномоментно понял причину такого отношения. Уж слишком демонстративно выпячивал то, что считал наиболее выигрышным в себе. Сделает что-нибудь и тут же прокомментирует: «Я как человек порядочный». Возможны и другие прилагательные — честный, совестливый, добрый...

Вроде и не врун, не очевидный хвастун, а вот что-то подобное перло из него, как фарш из мясорубки. Подчеркнуто, демонстративно, неорганично, в режиме какой-то самопрезентации...

Тут ведь как... Поступил порядочно — моментально распрощайся с мыслью, что тебе это где-нибудь зачтется. Прежде всего в нравственном, а не в бытовом прагматичном смысле. Для нормального человека порядочность — своего рода нормативная мораль. То, что само собой подразумевается. Говорить о таком вслух — все равно что «солить селедку». Не кричать же на каждом шагу: «Я совестливый, я совестливый!» Речь всего-навсего идет про личное дело хороших людей. О личном же вслух тоже декламировать как-то не принято.

Лично для себя различаю фразы с познавательным и опознавательным значением. «Я человек порядочный!» — явно из вторых. Она — признак не столько тихой самооценки, сколько громкого выпячивания. По определению нескромного. Вдруг со всей очевидностью понимаешь: человек оказался гораздо хуже, чем ты о нем думал.

Мало того, к общему разочарованию плюсуется досада за допущенную ошибку. Мол, как же я сразу не разобрался. Ситуация, кроме всех прочих досад, начинает восприниматься как явный «прокол» в опыте. В своем умении разбираться в людях. Хотя иди порой разберись... Оболочка еще не сам человек. Мефистофель тоже впервые появился перед Фаустом в виде вполне милого пуделя.

Конечно, чего греха таить... Без своей хотя бы маленькой уже упомянутой самопрезентации не обходится ни один из нас. Но, во-первых, мера здесь, как и вообще везде, никогда не помешает. Во-вторых, кроме фраз и фразочек, существуют дела. Они-то как раз и определяющи в любых оценках.

Всегда был уверен: самолюбование, нарциссизм, слишком назойливый морализм не могут быть ненавязчивыми. Это всегда витрина, всегда эмоции напоказ. Тем более в жизненных мизансценах, куда главным героем назначаешь себя.

Однажды в достаточно деликатной, провоцирующей полемику, форме поделился с «активным» товарищем, о ком речь, своими всего лишь предположениями.

Аплодисментов не последовало. Не очень-то нравится людям, когда им «ломают» их собственную самооценку.

Порядочность — не автономный островок. Обычно озвучиваем понятие в комплексе с такими же важными, как честность, открытость, бескорыстие, незлобивость, отсутствие зависти... Все это в одной нравственной «обойме». И чего уж тут особо кичиться, тем более кричать?!

Только шепотом и тихо-тихо... Не кому-нибудь, а самим себе. И то не гарантия, что по-настоящему совестливый человек при этом не покраснеет.

г. Глуск
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter