Не надо рая…

Вот и встретились. Живем и работаем в 2008-м. Оглянитесь вокруг. Удивительная картина…Вы абсолютно здоровы, и уже не надо тратить деньги на дорогие лекарства. К тому же вот-вот поднимут зарплату. На вас никто не доносит, не пишет кляуз и анонимок. На службе все вежливы и предупредительны...

Вот и встретились. Живем и работаем в 2008-м. Оглянитесь вокруг. Удивительная картина…

Вы абсолютно здоровы, и уже не надо тратить деньги на дорогие лекарства. К тому же вот-вот поднимут зарплату. На вас никто не доносит, не пишет кляуз и анонимок. На службе все вежливы и предупредительны. Да и на улице удивительно — ни хамства, ни хулиганов. Даже транспорт ходит как часы, и в нем свободно.

Муж (жена) тоже молодец! Понял, что семья — главная ценность, и даже мысли не питает когда-нибудь увильнуть налево. Ни пьянок, ни разборок… Дети растут умными и любящими. Все хорошо и у других близких.

Ах да… Еще не решили проблему, где отдыхать нынешним летом. На море или в тихой деревне? Не беда. Важно, что не надо тратиться на санаторий. Не забыли — все ваши болячки остались в прошлом.

А теперь, уважаемый читатель, вопрос на засыпку. Хотели бы вы жить в таком раю?

Не мучайтесь с ответом. Не маленькие. Знаете, что не бывает рая на земле…

А что бывает?

То, что видим и знаем. Что чувствуем. Всего хватает. И тепла, и света, и грязи. Не мы сами выбираем эту жизнь. Но сами делаем такой, какая есть. Так на кого кивать?

2008-й… Ни одно самое витиеватое поздравление не обошлось без пожелания крепкого, надежного здоровья. В точку! Разве не с него начинаются все наши помыслы, настроения, успехи и неудачи?

Указом Президента Республики Беларусь начавшийся год объявлен Годом здоровья. Среди целей, перечисленных в этом документе, значится и сохранность нравственных ценностей и культуры взаимоотношений. Они вроде как замыкают список, но, как думается, на самом деле имеют первостепенное значение в формировании обычной, нормальной, здоровой личности. Не получается быть здоровым и счастливым без духовного наполнения, без несения в себе нравственных качеств, которые отличают человека достойного и уважаемого в обществе от тех, у кого с этим, мягко говоря, проблемы.

И не надо на ровном месте разводить великую философию. Жизнь, словно сама понимая, насколько она сложна, на многие вопросы подсказывает довольно простые ответы.

Расскажу простую житейскую историю…

В семье, где росла моя мать, было четверо братьев и пять сестер. Всех мужиков «выкосила» жизнь. Двое братьев не вернулись с войны, одного зарезали бандиты, самого младшего — дядю Ваню, разведчика, застрелили уже на родной земле. А сестры все дожили до старости! Самой старшей, своего рода «смотрящей», была тетя Настя. Она раньше других вышла на пенсию и помогала моей матери, самой младшей из сестер, приглядывать за мной. Мне это не очень-то светило… Больно уж строгой была тетя Настя. Сплюну, бывало, или высморкаюсь на землю — и начиналось: «А что если бы все так делали, что если бы?..»

Однажды неподалеку от калитки нашего дома нашел кошелек. Там были очень большие по тем временам деньги. Мы, послевоенные мальчишки, в нашем заводском районе жили, понятно, бедно. Только по праздникам родители могли позволить себе купить нам мороженое или карамельки. И тут свалились на мальчишечью голову такие деньги! Я мог накупить всякой всячины, да еще футбольный мяч и вратарские перчатки. Мои страдания заключались в другом: я почти видел, кто уронил этот кошелек, и почти не сомневался, что принадлежит он соседу, недавно переехавшему в наш район. Серьезному хромому мужчине, жившему сейчас на соседней улице. Помню, что принял решение оставить кошелек у себя…

Не знаю, каким образом определила мои страдания тетя Настя, но вынудила рассказать ей «по секрету» о случившемся. Выслушав, категорично заявила:

— Иди и немедленно верни ему кошелек.

— Но…

— Никаких «но», или это сделаю я.

Хромой мужчина очень обрадовался найденной потере и лишь спросил:

— Ты сам так решил?

— Это тетя Настя…

— Скажи ей, что она хорошая женщина. Да и ты молодец, — и потрепал меня по вихрам.

Домой я возвращался без своего богатства, но, удивительное дело, с какой-то просветленной душой. Я радовался, что мою строгую тетю Настю похвалил чужой человек. Наверное, я уже тогда гордился ею.

Жила она в центре Бобруйска, в еврейском квартале, куда она невесть как затесалась. И помню, как спокойно, но жестко она реагировала, когда кто-то нелестно отзывался о ее соседях. Она тоже любила покупать на рынке живых курочек и есть рыбу.

Много лет спустя где-то услышал или вычитал фразу: «Интеллигент — это человек, который, когда никто не видит и не слышит, не сделает ничего плохого, предосудительного». Знаю, что это о тете Насте. Хотя окончила она всего семь классов сельской школы. И еще думаю о том, что стать таким же высоконравственным человеком, как она, мне так и не удалось. Хотя бы потому, что, бывая в родном Бобруйске, мне всякий раз следовало бы приносить на ее могилу цветы. Ибо, в любом случае, для моего воспитания она сделала больше, чем все учителя, вместе взятые. Хотя, возможно, и не ставила такой цели. Просто жила рядом.

Жизнь, однако, не всегда дарит нам добрых наставников. И уж тем более никто из них не ведет нас за ручку по этой сложной и длинной дороге. Вопросы морали, нравственности каждому приходится решать самому и по-своему. Перепоручить некому. И уж точно, став взрослым, любой из нас, самый продвинутый и не очень далекий, знает азы хорошего и плохого, доброго и недостойного. Знает, но поступает по-разному…

И вот подумалось: если для того, чтобы быть физически здоровым, надо обязательно тренироваться (а значит, и прилагать усилия), то вполне вероятно, что для достижения нравственного здоровья они, эти тренировки, также необходимы. Ежедневно и регулярно. Не получилось в какой-то ситуации поступить порядочно, быть добрым и справедливым раз — надо обязательно попытаться сделать это в другой. Третий… Понятно, что в действительности все сложнее и противоречивее, чем в подобных умозаключениях, но разве так не бывает, что ответы на самые сложные вопросы лежат на поверхности?

Недавно в дискуссии со своим оппонентом, медиком по профессии, не удалось прийти к согласию. Он, мой давний приятель, можно сказать, светило в своей профессии, утверждал, что на продолжительность жизни никак не влияет духовное начало человека. Но даже такой прагматик со скальпелем в руке, приводивший вполне убедительные примеры, оперируя понятиями генной инженерии и другими научными премудростями, не смог заставить согласиться с его выводами. Потому что у меня тоже есть глаза и уши. Потому что вижу: возможно, Всевышний действительно любит молодых и принимает к себе рано, но факт и то, что добрые люди живут дольше.

Вот почему, думается, что, осуществляя демографическую программу в стране и активно используя объявленный Годом здоровья 2008-й в этом же русле, следует больше обратить внимания на… На тренировки быть сегодня, завтра и послезавтра хоть чуточку, на один шаг, справедливее, добрее, терпимее. Здоровее. Это не снимает с нас ответственности и взыскательности к тем, кто готов злорадно усмехаться по поводу таких наших усилий. Это тоже тренировка… Для них. Пусть и обратного порядка.

А теперь вернемся к тому, с чего начали этот разговор. Нужен ли человеку рай, которого не бывает? Нужен. Для мечты, для идеала. Некоей полумистической романтики. Но куда больше, думается, нужна нам наша суровая действительность. Эта конкретная среда земного обитания. А вот сделать ее хоть немножко осветленней, нарядней и чище вполне обыденная задача. И даже необходимость.

Впереди еще весь 2008-й…

P.S. Большое, искреннее спасибо всем, кто нам помогал в подписке на «Р». Благодарим читателей за преданность газете. Их стало больше почти на тысячу.

Обещаем, что «Рэспублiка» и «рэспублiканцы» останутся и всегда будут здоровыми и высоконравственными вашими друзьями и попутчиками.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter