Кто, как и чем всех нас сегодня не пугает

Не надо пугать

Кто, как и чем всех нас сегодня не пугает. Пугают третьей мировой войной — дескать, она уже идет и мы пока просто не видим ее разрушающих следствий. Пугают экологическими катастрофами — и что интересно: то на нас наступает небывалая жара, то надо ждать арктического холода на юге. Причем все это одновременно. Бедный Гольфстрим, куда он только не сворачивал в последние десятилетия и кому только не предвещал конца света.


Но на одном из первых мест в процессе запугивания, конечно, цех интеллектуалов. Достаточно распространен жанр конца истории. Начались такие теоретические пророчества после Первой мировой войны, последствия которой Запад пережил очень тяжело, и О.Шпенглер со своим бестселлером «Закат Европы» здесь был одним из первых. Но разве на нем все закончилось? Ф.Фукуяма пишет о том, что человечество на грани войны цивилизаций, и надо признать, его аргументы кого–то убедили. Таинственно пишут про «золотой миллиард», который правит планетой, и конспирология здесь вторична по отношению к поиску персонального состава этого миллиарда. Вот избранный президент Франции. Таблоиды гримасничают и подмигивают, говоря о близости этого способного экономиста клану Ротшильдов. Дж.К.Гэлбрэйт считает, власть в экономической жизни потеряла связь с привычными сферами (земледелие, промышленность) и начинает ассоциироваться исключительно с капиталом, а главенствующую роль начинают играть интеллектуальные и научные сообщества. А они, эти сообщества, по–своему перекроят мир. Научный дух способен контролировать не только науку, но и все наше существование.

Понятно, что не отстают от процесса запугивания и политики. Известные американские политики и журналисты сегодня запугивают избирателей США: если не начать процесс импичмента, страну ждет катастрофа. На этом фоне прекрасно себя чувствуют местные психоаналитики: бизнес процветает. На родных просторах достаточно часто можно услышать, как предрекают крах национальной экономики, говорят, что белорусская экономическая модель давно умерла и весь вопрос в том, как ее достойно и с уважением к заслугам этой модели похоронить. А если не вписывается в эту концепцию рост ВВП, пусть небольшой, объявить происходящее по ведомству конъюнктуры.

Конечно, не надо думать, что процесс запугивания широких масс населения распространен только сегодня, только в нынешнем веке. Советские люди по ночам вскрикивали, если им вдруг снился «оскал империализма», и закрывали форточки, когда доносился запах «гниющего Запада». В тех же США политики и военные в антисоветском психозе выскакивали из окна с криком «Русские идут». Однако никогда не было, чтобы один известный политический деятель характеризовал происходящее в среде других не менее известных политических деятелей словом «шизофрения». Другими словами, процесс запугивания начинает приобретать болезненное состояние, а уровень критицизма в обществе не справляется с нагнетанием истерии. Хорошим лекарством против запугивания всегда были смех, ирония, понимание истинного характера происходящего со стороны трезвомыслящих элит. Но сегодня элиты как будто соревнуются, кто кого больше напугает.

Не всегда страх, легко распространяющийся в обществе, связан с деятельностью креативных прагматиков. Есть здесь и иные механизмы, связанные с нашим легковерием, неумением критически мыслить, даже желанием поверить в то, что сейчас плохо, а будет еще хуже. Говорят, что белорусам в большой мере свойственно ожидание беды. Ожидание — как процесс. Это неправда, ожидание беды — общая тенденция, связанная с существованием большинства (всех?) народов. Вот только формы борьбы с ожиданием неприятностей и запугиванием могут быть разными. Самое простое — не думать, не слышать, не воспроизводить. Как говорил М.Жванецкий, наговорил и не стой во всем этом, отойди.

Более высокий уровень — апелляция к ментальности, которая заточена под то, чтобы не поддаваться запугиванию любого рода. Человек настроен жить, а страх выбивает его из привычной колеи. Хорошо, а если этот страх обоснованный — сколько проблем в жизни! Тогда выручают или религия, вера, или собственные жизненные силы, или общественная поддержка.

У Честертона, замечательного английского писателя, ученого, есть эссе под названием «Могильщики». Могильщики изо дня в день занимаются не очень веселым делом — копают могилы. Казалось бы, вот почва и для мистицизма, и для депрессии, и для черного юмора. Таких людей, наверное, легко запугать, они вменяемы и впечатлительны? Как раз наоборот. На дне выкопанной могилы они достают бутылку вина и пьют как за здоровье, так и за упокой. Выбравшись наверх, они могут спеть народную песню — про то, как где–то случилось несчастье, кто–то утопился, но цветет черемуха и по полям бегают дети. Жизнь так устроена, и правы могильщики, а не те, кто пытается нас запугать.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter