Не надо прятаться от людей

Строительство белорусско–китайского индустриального парка может начаться уже в этом году...

Строительство белорусско–китайского индустриального парка может начаться уже в этом году. Место вроде бы подобрано отменное — Смолевичский район. Рядом аэропорт, крупнейшие железнодорожная и автомобильная магистрали. Но... Этот важнейший для страны инвестиционный проект уже вызвал волну протестов со стороны местных жителей и дачников. «Деревни снесут, земельные участки заберут, нас переселят!» Кривотолков много. Информация об этом дошла до Президента. Принимая с докладом председателя Минского облисполкома Бориса Батуру, он распорядился:


— Надо нормально объяснять людям ситуацию, которая там складывается. Если есть какие–то вопросы, их надо устранять.


С разъяснениями вчера выступил вице–премьер Анатолий Тозик.


Вице–премьер Анатолий Тозик не только опроверг слухи, но и на конкретных примерах показал, почему они не имеют под собой оснований:


— Индустриальный парк — это фактически административно–территориальная единица с особым правовым статусом. Мы несколько лет изучали эффективность деятельности таких парков в Китае и ряде других стран и полностью убедились, что это оптимальный канал по привлечению в страну современнейших технологий и многомиллиардных прямых инвестиций. Они нужны для модернизации нашей промышленности, увеличения доли энергоемкой продукции, повышения конкурентоспособности. Строительство парка, кроме того, даст нам несколько сот тысяч высокооплачиваемых рабочих мест.


Тем не менее контраргументов у противников строительства хватает. Только, пожалуй, возникают они от недостатка информации. Просто не надо прятаться от людей, надо говорить им правду.


С территорий, которые планируется отвести для парка, будут переселять деревни, отнимут участки и у дачников. Вице–премьер назвал этот слух абсурдным:


— Общая площадь парка — 8 тысяч гектаров. Да, на этой территории находится Волмянский заказник, расположено более десяти небольших деревень, дачные кооперативы, оздоровительные лагеря. Да, на этой территории будут располагаться производственные зоны, строиться жилые комплексы, школы, детские сады, медицинские учреждения, объекты торговли, формироваться большие зоны отдыха, развиваться транспортная инфраструктура... Но ни о каком изъятии и переселении не может быть и речи. Об этом даже сказано в проекте указа Президента. Цитирую: «Земельные участки для нужд строительства китайско–белорусского парка не предоставляются из земель населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов». Неприемлемы и ссылки на генеральные планы. Их еще попросту нет.


Анатолий Афанасьевич Тозик провел убедительную параллель. Свободная экономическая зона «Брест», которая начала работать в 1996 году, по территории примерно сравнима с будущим индустриальным парком. Там работают 75 предприятий. Из 7,5 тысячи гектаров земли они занимают лишь 298 гектаров. В границах СЭЗ расположены 7 населенных пунктов, где проживают 2.212 человек, 16 садоводческих товариществ, СПК «Пограничный». И все они пользуются инфраструктурой зоны. Так будет и в Смолевичском районе.


Устойчивым слухом стало предположение, что в парке будут работать более 600 тысяч китайцев. Вот что на это ответил А.Тозик:


— Там будут работать белорусы! Слово «белорусско–китайский» в названии обозначает только одно: мы, объединив усилия с китайскими партнерами, создаем условия для привлечения лучших мировых компаний: не только из Китая — из Японии, Южной Кореи, Европы, Америки. Мы уже имеем более десяти предложений.


Вообще, с Китаем у нашей страны множество стратегически важных совместных проектов: строительство гостиницы «Пекин» и микрорайона Лебяжий в Минске, следующей очереди цементного завода в Костюковичах, реконструкция Национального аэропорта «Минск». На днях, правда, появилась информация, что партнеры из Поднебесной от него отказались. Анатолий Тозик подтвердил, что вопрос неоднозначен:


— Проект по строительству второй взлетно–посадочной полосы и модернизации аэровокзала реализуем совместно с другой китайской компанией, нежели возведение индустриального парка. Там пока никаких решений не принято, хотя не спорю: по ряду вопросов мы не можем найти общего языка. Что касается сотрудничества в целом, то все проекты с Китаем абсолютно взаимовыгодны. Для нас это возможность привлечения кредитных ресурсов как средства модернизации экономики и создания конкурентоспособной продукции. Для Китая — экспорт своего оборудования, технологий, демонстрация европейским странам своих возможностей. Кроме того, для них это достаточно выгодное вложение банковских ресурсов. Кредиты мы ведь берем небесплатно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter