Не надо мешать работе

В 2008 году, по данным МВФ, проверками в нашей стране была охвачена половина предприятий малого и среднего бизнеса...

Контроль и надзор — функции тождественные или разные? Но в общем–то предпринимателю все равно, зачем к нему ходят — контролировать или надзирать. В прошлом году, чтобы всю эту деятельность упорядочить и сократить, был принят Указ № 510. Жизнь показала, что учтено не все. Да и Директива № 4 требует существенных коррективов во взаимоотношениях бизнеса и государства. Что и почему необходимо менять и дополнять, обсуждали вчера на совместной коллегии Генпрокуратуры и госконтроля. Работа в таком формате, как особо подчеркнул Генеральный прокурор Григорий Василевич, за долгие годы прошла впервые.


В 2008 году, по данным МВФ, проверками в нашей стране была охвачена половина предприятий малого и среднего бизнеса. На каждом из них в среднем побывали 5 контролеров. Приводились на коллегии и такие факты. Например, в 2009 году «Молодечно пиво» проверили 11 раз, а в 2010–м — 2. «Слодыч» в 2009 году отрывали от работы 13 раз, в прошлом — 1. А вот на Климовичский ликеро–водочный комбинат в 2008 году 72 (!) раза приходили проверяющие, в 2009–м — только 4. При этом надо понимать, что финансовая проверка может находиться на предприятии 30 дней. Если судить чисто по цифрам, динамика, конечно, впечатляет. Но вопрос: зачем вообще приходить в следующем году после такого количества проверок в предыдущем? И что за качество проверок, если их надо повторять?


Председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон привел такой пример: «Вот акт пожарного инспектора, им выявлены 2 нарушения: нет лопаты и песка и на лампочке в бытовке нет плафона. И к этому 10 листов мелкого текста. Кому это нужно? Мол, пришли, отметились». К МЧС много вопросов, но не меньше и к Минэнерго, на долю которого в прошлом году пришлась четверть всех проверок. Но если присмотреться, то 80 процентов из них — обычная повседневная работа: проверка электрощитов, объектов перед их вводом и так далее. Эту брешь в виде отсутствия четких формулировок будут устранять. Технический надзор и мониторинг не имеют ничего общего с проверкой и не должны носить карательный характер.


Государственный секретарь Совбеза Леонид Мальцев уверен, что простым сокращением количества проверок ситуация не улучшится: «Должно быть столько, сколько нужно. Но спрашивать нужно за экономический эффект. Сколько потеряло государство в виде налогов из–за того, что предпринимателя оштрафовали или вообще прекратили его существование?» По его мнению, пока те проверки, по которым не было выписано штрафов, будут называться контролирующими органами неэффективными, ничего не изменится. По каждой проблеме — от травм на производстве до неуплаты налогов — прежде всего нужна аналитическая работа для выявления причин. Сегодня в большинстве случаев работа строится по принципу: сходим, что–нибудь найдем...


Крен будет сделан на ответственности должностного, а не юридического лица. Министр юстиции Виктор Голованов предложил упростить язык документа (потому что «даже профессионал только с пятого прочтения может понять, о чем речь») и не ставить одинаковые условия для ИП и МАЗа. Леонид Мальцев считает, что необходимо ввести критерии эффективности контрольных ведомств.


Предложения, прозвучавшие на совместной коллегии Генпрокуратуры и госконтроля, будут обобщены и направлены в Совмин.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter