Откровенный разговор с многодетной матерью из Шумилинского района, которая нашла в себе силы избавиться от алкогольной зависимости

«Не надо меня жалеть!»

Говорят, если тонешь, нужно опуститься на самое дно, потом оттолкнуться и всплыть. А что делать, если в бездну затягивает тяга к спиртному, и человек опускается в пучину порочной зависимости незаметно, шаг за шагом? А когда достает то самое дно ногами, уже ничего сделать не может, а чаще всего — не хочет? Однако жительница Шумилинского района, многодетная мать, смогла выбраться из подобной ситуации. Пусть ее история, о которой мы сегодня расскажем, послужит примером для других.


РОДИЛАСЬ Тамара (имя изменено) в обычной сельской семье 41 год назад, из деревни практически никуда не уезжала, не было возможности, да и не хотелось. Родители поднимали двух дочерей. Прикладывались к рюмке отец и мать нечасто, больше «за компанию» и «по праздникам» (так чаще всего оправдывают себя те, кто не хочет признаться, что появились проблемы с алкоголем). А после смерти главы семейства, который 13-летней Тамаре хоть и был отчимом, но любил как родную дочь, супруга стала пить. Да не просто от случая к случаю, а, как в народе говорят, по-черному. В 16 лет, чтобы не видеть этого пьяного кошмара и как-то выжить, девочка решила: пора жить самостоятельно. Пробовала поступить на швею, но не прошла медкомиссию. Некоторое время прислуживала в одном из храмов Витебска, договорилась, чтобы батюшка окрестил младшую сестренку. Потом работу сменила, устроившись санитаркой в одно из медучреждений. Но не смогла закрепиться на одном месте и вернулась в родную деревню.

 — Началось все, как обычно, с небольших компаний и праздников. Сначала дружно отмечали календарные (Новый год или 8 Марта), позже сами придумывали повод для выпивки. Встретила любимого человека, правда, сочетаться законным браком не получилось. В 19 лет родила одного ребенка, в 22 — второго. Потом стали посиделки устраивать с супругом. И понеслось…

Допились молодые родители до того, что у них социальные службы забрали детей. Чтобы вернуть их обратно, нужно было решить массу проблем: погасить задолженность по квартплате, сделать косметический ремонт, иметь постоянную работу. А где взять столько денег сразу? После вычетов всех долгов на руках оставались копейки. Но если бы опека была снисходительнее, многие дети так бы и остались сиротами при живых родителях. Позиция правильная: находите деньги на спиртное, найдете и на ремонт. Так, через шесть месяцев, пытаясь вернуться к нормальной жизни, горе-родители смогли забрать детишек назад. Но… недолго музыка играла, бутылка снова стала главным жизненным «ориентиром». 

— Признаюсь, пила тогда страшно, — вздыхает Тамара. — С первым мужем расстались, нашла второго, который был еще запойнее. Нигде не работал, жил за мои деньги. Я еще выходила как-то на работу. Сожитель тем временем и пил, и бил. Почернела вся от водки и синяков. Могла пить месяц с перерывами в 3—5 дней. Утром просыпалась, казалось, что умру. Думала, как бросить, просила: «Боже, помоги, дай силы». Но нет. Как только опохмелялась, все неслось дальше.

Народная мудрость гласит: «Свой свояка видит издалека». Так и алкоголики быстро находят друг друга, сбиваясь в компании. Там уже и «братство», которому ничто не страшно. Сердобольные подруги и друзья спаивали, потом быстро находили «опохмелятор», после чего, благополучно собирая по карманам последние копейки, накрывали новую «поляну». Да что там накрывать было? Главное, не понижать градус, а для закуски и корка хлеба сгодится. 

— Пили все — водку, спирт, вино, пиво. Деньги где-то находили. Могли у соседей перезанять, продать что-то из вещей. Но без выпивки не оставались. Не зря говорится: «С утра похмелился — весь день свободен». Господи… Сейчас думаю, как меня не нашли еще где-нибудь под забором, без сознания? А сколько раз призывали взяться за ум представители социальных служб, сколько говорили, убеждали — бесполезно. А вот детьми меня Господь наградил хорошими. Самостоятельные, в школу ходили, уроки учили. Уговаривали, просили остановиться. Но оскорблений в мой адрес не было,  никогда меня не упрекнули в том, что я пила. Нет, и есть им готовила, стирала, убирала, когда была в состоянии. Старалась воспитывать, строгой была, если не слушались. Приучала к чистоте, хоть и пила. Видимо, в сознании что-то нормальное и человеческое еще оставалось. До сих пор чувствую вину перед ними… Да, кодировалась, но не помогало, лишь на некоторое время это давало передышку. А потом снова за старое…

После пяти кодировок самое большое Тамара продержалась год без выпивки. Но сорвалась. Боялась в который раз взять за себя и за свою жизнь ответственность, бутылка помогала снять нервное напряжение при малейших трудностях. Но однажды так случилось, что развернула себя на 180 градусов. 

– МНЕ захотелось просто жить. Нормально, по-человечески… А знаете, как сложно противостоять тем, кто вчера с тобой вместе поднимал рюмку? Натерпелась немало со стороны бывших собутыльников. Меня оскорбляли, тыкали пальцем, смеялись. Если я вместо бутылки покупала кусок колбасы, это вызывало реакцию, типа «посмотрите, какая правильная стала». Я приходила домой, плакала. Внутри все тряслось, хотелось сорваться, напиться. Но обида сменялась злостью: «Не дождетесь!» Рассталась с алкоголем пять лет назад, и не жалею об этом. Начала ценить обыкновенные радости жизни — узнала, что можно на Новый год веселиться без алкоголя! Встретила хорошего мужчину, он вообще не пьет, родила ребеночка, и сегодня я очень счастлива. Старшим детям 19 и 22 года, я ими горжусь. Сын связал свою жизнь с военным делом, получает второе образование. Дочь выучила, теперь она внука мне подарила. Да и сейчас влезаю в кредиты и долги на ту же новую мебель, например. Если возникают трудности, долблю себе одно и то же: «Я могу!» Главное, мне нравится то, как я сейчас живу. У меня хорошая поддержка, опора в жизни — дети и гражданский муж. 

Читатели могут возразить — мол, алкоголиков бывших не бывает. И моя собеседница может сорваться. Об этом говорят и медики. Но то же самое можно сказать и о тех, кто был полным, но потом похудел, кто увлекался табаком, но бросил, кто ушел от мужа-тирана или жены, которая изводила ревностью… 

Да, может сорваться и Тамара, но значит ли это, что нужно отказываться от той небольшой возможности, которую дарит тебе жизнь, стать лучше и счастливее? Теперь она с высоты своего горького опыта переживает за пьющую мать:

— Не признает она, что у нее длительные проблемы с алкоголем. 60 лет, а уже инвалидность. Я сама заработала пьянкой панкреатит. Понимаю, прежнего здоровья не вернуть. Но возвращаться к прошлому? Нет! Я словно в аду побывала. Еще из личного опыта скажу, жалеть алкоголика не нужно. По крайней мере, мне это не помогало. Стимулировала вера в меня и хорошие нагоняи. Тогда появлялись желание и силы. 

На выходе из подъезда лицом к лицу столкнулась с двумя представительницами такого же «клуба по интересам», в котором пять лет назад состояла и Тамара. Только она просто красавица, а возраста этих женщин я так и не смогла определить. Моя собеседница, завидев компанию, была категорична: «Не вернусь я в этот «клуб», не ждите»…

chasovitina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter