Не надо ля-ля

Для белорусского шоу–бизнеса и андерграунда закончилось первое полугодие...

«Пока здесь некоторые «тра–ля–ля», первая эскадрилья закончила ремонт вашего «крейсера»! Достали все необходимое!» — «Первая у нас молодцы. Если «мессера» или «фоккера» завалить — это вторая. А если что–то достать — это первая». И грянула «Смуглянка»! При написании материала на музыкальную тему великий фильм о Великой Отечественной войне Леонида Быкова «В бой идут одни «старики» можно цитировать километрами, подкрепляя крылатыми фразами собственную небесспорную аналитику и пристегивая их к чему заблагорассудится. Что сейчас я и продемонстрирую.


Для белорусского шоу–бизнеса и андерграунда закончилось первое полугодие, певцы и певицы потянулись в теплые края, а я предлагаю вам частично подвести его итоги, вслушавшись в отдельные альбомы, изданные исполнителями на физических и интернет–носителях за период с января по июнь 2011–го. Посмотрим, кто из них «тра–ля–лякал», а кто одарил нас достойным продуктом. «Все, кто отличает ноту «до» от ноты «фа», — за мной!»


«Это не вокал, это эскиз к вокалу»


Сначала обрушу пюпитр на тех, кто, по моему разумению, напрасно коптил потолки звукозаписывающих студий своим талантом.


Не стоило Александру Сухареву после большого перерыва так альбомно возвращаться. Поставив крест на некогда симпатичной группе «Экивоки», которую он возглавлял и питал репертуаром, исполнитель сперва замелькал на телеэкране и в радиоэфире как сольный певец, а затем выпустил и интернет–полноформатник «Лирика». Опусы артиста стали еще слащавее, а «удачными» текстовыми находками он теперь не просто грешит, а неприятно удивляет. Я бы из песни «Типа любовь» слова выкинул: «Это типа любовь, это типа она, это типа того, что мне хана. Это типа любовь, это фильму конец, это типа того, что мне копец». Правда, тогда бы нужно было уничтожить композицию полностью.


«А как по–вашему «вишня»?» — «Олча. Только это не вишня, а яблоня». Не пластинка вышла у Саши Немо, а какая–то пародия на группу «Ленинград», слегка отцензурившую свое творчество. Боже упаси, на альбоме «Парни из провинции» он не выражает мысли в форме ненормативной лексики, но кое–какие режущие слух предложения в уста героев песен вкладывает. Продвинутые коллеги встали грудью на защиту Немо: что, мол, и пошутить уж таким образом нельзя? Саше — нет. Не идет ему примитивный юморок. Да и с музыкой беда приключилась — словно она не XXI века, а из забытых шоу–индустрией 80–х годов прошлого столетия. Классик бы так отрецензировал работу музыканта: «Так что сказал Шекспир в 18–м сонете?! И не в 18–м, а... в 19–м? В 19–м сонете Шекспир сказал... Гуляй, Вася!» Саша, походите, подумайте и сочините песен, от которых не захочется протаранить проигрыватель.


«Арфы нет, возьмите бубен»


Музыканты, меня удивившие.


После пластинки 2010 года «Рух» — последней в дискографии группы «ДетиДетей», так неожиданно для меломанов закончившей свое существование, дебютный альбом коллектива Sounduk под управлением бывшей фронтвумен «деток» Анны Хитрик ожидался и с тревогой, и с интересом. Пойдут ли музыканты (среди них есть согруппники певицы по ее предыдущему составу) тем путем, на который ступила их прошлая команда: стадионный поп–рок, общая ориентированность на хиты, композиции на белорусском языке? Или же услышим что–то неожиданное? Можно сказать, что его и получили. На диске «Том первый» Хитрик вернулась к тому, с чего начинала: почти прозрачная акустика, интимная, актерско–авторская песня, русскоязычные треки. Лишь текстовой посыл остался прежним: очень личностная лирика о любви, дружбе, жизни и смерти, не треки, а маленькие новеллы. Только в «Рухе» эти строчки пелись в публику несколько вызывающе–дерзко и в целом представляли собой форматную песенную структуру, а здесь поэзия снова приобрела черты именно театрализованных небольших историй. Если затянется история «сундуков», похоже, что и в дальнейшем Аня и К0 намерены двигаться такой дорогой.


Дуэт RockerJoker, по идее, должен был издать эпатажно–стебный альбом, угрюмовато–расхристанный, предназначенный для вдумчивого прослушивания в задымленных и пропахших пивом пабах. Однако миссию команда исполнила не до конца. В заведениях указанного толка ее новые песни обязательно пойдут на ура, но вслушаться в них придется на самом деле. «Продается планета» — работа не для «хи–хи» и «ха–ха», подвывания и покрикивания «еще парочку!», а, без преувеличения, философский труд двух талантливых людей — Михея Носорогова и Макса Сирого, размышляющих и о мироздании как таковом, и об отдельных, не всегда самых лучших проявлениях человеческого разума, который все еще остается с нами.


И поразила Алеся. Ну что могла выпустить солистка «Сябров», кроме как очередную пластинку с поп–песнями? Но диск «Одна ночь в Минске» имеет отношение к эстраде лишь горстью старых композиций (переаранжированных), вместе с новыми, представляющими собой единую программу, выдержанную в техно и прогрессив–хаус–стилистике! Клубная музыка для молодежи, привыкшей отдыхать в темное время суток до самого утра. Удачный эксперимент от, как оказалось, движущейся в ногу со временем вокалистки.


«Споемся!»


И о тех, кто выпустил если не выдающиеся, то близкие к ним пластинки.


Не первый год этно–трио «Троiца» издает работы, которые в будущем кто–то обязательно назовет гениальными. Я сделаю это уже сегодня. В альбоме «Зiмачка» артисты улетели куда–то в другой космос, их аутентика получила ярко выраженный привкус психоделии. Музыкально–«химический» инструментальный оттенок выглядит не искусственно созданным в студии, а естественным, природным. Сам же диск слушается и потреково, и как концептуальное произведение — с прологом, основной частью и феерическим эпилогом, катарсисом, как бы сказала известная журналистка Татьяна Замировская. А лидер «троицы» Иван Кирчук после этой пластинки заслуживает присвоения ему звания народного шамана Беларуси: все нюансы голоса певца не поддаются никакому, даже суперпрофессиональному пониманию. Только и остается, что произнести: «Ну могём!..» И услышать в ответ: «Не могём, а могем!»


«И вот теперь вы услышите... будущего солиста Большого театра...» — «Очень большого...» Александр Патлис хоть и не обладает таким шикарным, разбивающим женские сердца вокалом, как Николай Басков, но тенор артиста никто не посмеет назвать баритоном! Выгнанный несколько лет назад из «Нового Иерусалима», музыкант не впал в прострацию, а для начала заявил о себе крепкой поп-рок-пластинкой «Второе дыхание», а в 2011 году выпустил еще более утяжеленную и одновременно разную по звуку и стилистике «Читай мои мысли». И пока бывшие коллеги Александра Валентиновича продолжают потихонечку дораспадаться, он выдал для радио– и телеэфиров порцию отличных шлягерных и околошлягерных песен.


Группу «Калачиком рядом» многие ошибочно причисляют к исполнителям так называемого русского рока. И я в том числе. А как еще назвать традиционный чистый рок, в котором основную нагрузку несет все же текстовая составляющая? Что выгодно отличает могилевский коллектив от некогда многочисленной армии «викторов цоев», так это умение сочинять запоминающиеся мелодии. Навык этот участники команды и продемонстрировали на диске «Холода», а также высококлассную игру и с выдумкой аранжированные композиции. Я бы взял на себя смелость объявить «калачиков» лучшим русскоязычным РОК–составом страны: на время данного альбома. Дальше — посмотрим.


...А финалом моего произведения будут цитаты из того же советского киношедевра: «Ребята, будем жить!» От себя добавлю: «Петь и играть!» Ибо: «Все преходяще, а музыка — вечна!»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter