Аплодисменты Международной автомобильной федерации. Гонщикам «Формулы-1» и другим спортсменам, выступающим под эгидой ФИА, запретили делать политические заявления без разрешения руководящего органа. Такая мера появилась в обновлении Международного спортивного кодекса. Под запрет подпадает высказывание политических, религиозных и личных заявлений или комментариев, если они нарушают общий принцип нейтралитета, которого придерживается ФИА. Подчеркивается, что исключения допускаются, но они должны предварительно обговариваться с организацией. До спортсменов доведено, что несоблюдение этих правил повлечет за собой определенные меры. Какие? Пока не сообщается.
Идея преклонять колено в знак поддержки движения BLM разделила пилотов «Формулы-1».
Два последних сезона «Формулы» прошли под знаком самой разнообразной политики. Вот безусловный король автогонок Льюис Хэмилтон инициирует акцию по преклонению колена в знак поддержки движения Black Lives Matter (BLM; с англ. — «Жизни черных имеют значение») против расизма и насилия в отношении чернокожих, однако, как выяснится из практики, идею семикратного чемпиона поддержат далеко не все его коллеги. А вот еще один многократный — Себастьян Феттель, известный своей активной позицией по вопросу экологии, — привезет на Гран-при Канады в Монреале специальный шлем. «Прекратите добывать нефтеносные пески — это преступление против экологии Канады», — гласила одна из надписей на нем. При этом такого рода работами в Канаде занимается саудовская компания Aramco — глобальный партнер чемпионата мира «Формулы-1» и титульный спонсор команды «Астон Мартин», за которую выступал Себ. И совсем уж неожиданное: в ходе прошлогоднего Гран-при Саудовской Аравии в Джидде во время первой тренировки в нефтехранилище в 16 км от трассы попала ракета йеменских хуситов. Склад с горючим мгновенно вспыхнул — так, что дым от пламени был виден даже в официальной телетрансляции заездов. Сегодня известно, что многие тогда испугались, а кто-то даже хотел покинуть страну как можно быстрее. На протяжении четырех с половиной часов руководство ФИА уговаривало пилотов и в итоге уговорило, хотя нефтехранилище продолжало гореть во время квалификации.
После того как футболисты сборной Германии на недавнем чемпионате мира закрыли рот рукой на командном фото перед началом матча с Японией (такой жест был вызван запретом на ношение радужной повязки в матчах турнира в Катаре), дискуссия о том, должны ли спортсмены участвовать (и сами инициировать) в политических постановках, продолжилась с новой силой. Кто-то говорит о свободе слова и правах каждого, но куда больше тех, кто напоминает, что Мануэль Нойер и К проиграли японцам тот самый матч, а потом вылетели досрочно с чемпионата мира. Немецкие футболисты сегодня сами безрадостно признают, что на чемпионате мира надо было больше думать о футболе, чем о политической мишуре. И теперь с ними согласны и в автоспорте.
Дословно
— Международный спортивный кодекс был обновлен в соответствии с политическим нейтралитетом спорта и принципом олимпийского движения, закрепленным в Кодексе этики Международного олимпийского комитета. Кроме того, ФИА должна содействовать защите прав и человеческого достоинства, воздерживаться от проявлений дискриминации по расе, сексуальной ориентации, этнического или социального происхождения, философских или политических взглядов. ФИА будет сосредотачивать свои действия на том, чтобы добиться сбалансированного представительства пола и расы и создать более разнообразную и инклюзивную культуру.
Из заявления ФИА.
— Это деликатная и непростая тема. Мы спортсмены. Мы приезжаем в какую-либо страну, регион, чтобы делать свою работу — делать то, что мы любим. В любом случае я никогда не был тем, кто использовал эту платформу для выражения политических взглядов. Так что это не повлияет на меня слишком сильно. Другие пострадают больше. Однако я думаю, это личное дело каждого. Каждый по-своему относится к этому.
Нико Хюлькенберг, пилот команды «Хаас».
— Давайте не превращать «Формулу-1» в политический спорт. Давайте просто гоняться и уважать те места, где мы выступаем. В политике не существует универсальных ответов, поэтому каждая команда и каждый гонщик могут придерживаться своих ценностей, если не порождают этим противоречия.
Зак Браун, исполнительный директор «Макларена».
Кирилл КНЯЗЕВ, infong@sb.by
«Формула-1» решила отказаться от политических заявлений
Не надо ля-ля
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.