Не надо кликать

Об интернет-торговле

На днях появилась информация чуть ли не о повальном закрытии интернет–магазинов. Озадачилась. Судя по тексту, онлайн–торговцы один за другим вывешивают таблички «Закрыто». Решила проверить. Прошлась по нескольким крупнейшим торговым площадкам. Сайт за сайтом. Все работают. Товар в наличии, заказывай, покупай. Два магазина, адреса которых и были указаны в новости, действительно приостановили деятельность. Но слухи о массовом исходе не подтвердились.


В начале года интернет–торговля переживала такой же наплыв покупателей, как и любой стандартный магазин. Колоссальный спрос был абсолютно на все. При этом у виртуальных магазинов есть целый ряд преимуществ. Во–первых, ассортимент. Сотни моделей мобильных телефонов, бытовая техника, садовая техника — товарные предложения некоторых интернет–магазинов не вместил бы на своих площадях ни один гипермаркет. Во–вторых, простота покупки. Никуда не надо ехать, ходить, толкаться. Все на экране монитора — выбрал, позвонил или оставил заявку, тебе еще и доставили на дом. Неудивительно, что этот бизнес набирал обороты. По данным на апрель, в Торговом реестре зарегистрировано 3.700 интернет–магазинов. Товарооборот в этом сегменте прибавляет год от года. Если в 2009 году это было около 70 млрд. рублей, то в 2010–м — более 230 млрд. рублей. Рост в 3,3 раза! Как вам?


Сложно пока оценить, как будет с продажами по итогам этого года. Поскольку ассортимент почти на 100% импортный, ситуация на валютном рынке не могла обойти стороной виртуальную торговлю. Но, пообщавшись с несколькими директорами интернет–магазинов, сделала вывод, что положение не катастрофичное. Ни для кого ведь не секрет, что в основном за покупки в сети расплачиваются валютой. Сейчас в меньшей степени, однако и курс там выше рыночного. Хозяева закладывают еще и риски. Поэтому поле для маневров есть. На крупнейших торговых площадках фиксируют не более чем обычное движение. Менеджер Шоп.бай Иван Иванов: «Повального закрытия нет. Это неверная информация. Количество магазинов фактически не сократилось. Другой вопрос, что мы начали борьбу с теми, кто вывешивает пустые прайсы. То есть не имеет товара в наличии. Были жалобы от покупателей, что товар продается, а на самом деле его нет. Мы изменили договор. И такие магазины–пустышки отсеиваются».


Конечно, несколько изменилась и абонентская плата за размещение магазина на торговой площадке. Кто–то поднял расценки больше, кто–то меньше. Сегодня эта цифра колеблется от 300.000 до 800.000 в месяц. Логично, что бизнесмены делают выбор в соответствии со своими возможностями. Директор Шоп.тут.бай Александр Алексютович: «У нас в штате и программисты, и дизайнеры. Зарплата у них немаленькая. Существенно выросли цены на серверы. Но мы постарались найти способы не поднимать расценки на рекламу, на абонентскую плату. И видим, что бизнес готов открывать новые магазины. Те, кто был в отпуске, возвращаются. Есть, конечно, и те, кто ждет середины сентября, стабилизации на валютном рынке».


Ситуация, характерная не только для интернет–магазинов. Директор Хостер.бай Сергей Повалишев: «Продажи хостинга и доменов несколько упали. Это касается прежде всего физлиц. Сегодня и минимальная цена обслуживания 800.000 в год не для всех доступна. А ведь у нас среди активных интернет–пользователей есть и пенсионеры. Но по бизнесу, предприятиям пока ситуация не изменилась. Мы вынуждены поднимать стоимость своих услуг. Импортная составляющая — это и оборудование, и программное обеспечение. В хостинговой сфере, к сожалению, нет белорусского софта». Летом на интернет–торговлю оказали влияние три фактора. Сезонный — пора отпусков. Сокращение спроса. И снижение возможностей поставщиков товара. Но магазинов не стало в два раза меньше, как пытались представить.


Проблемы, конечно, есть. И объективные, и субъективные. Но стоит их слегка гиперболизировать, как они могут превратиться в подобие некоей надвигающейся катастрофы. Кто–то напечатал, хотел выдать сенсацию. Другие просто перепечатали. В итоге — по всему интернету разнеслась дурная весть. Опровергать, доказывать, что это не так, потом очень сложно. В экономике ведь не зря именно «ожидание» (инфляции, девальвации и др.) является одним из главных факторов, влияющих на процесс. Не будем, конечно, закрывать глаза на проблемы. Но и раздувать их не стоит. Можно, как говорят в интернете, и накликать...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter