Не надо бояться «Шквала»

«Зеленые» протестуют против построенного под Березой химзавода. Он начал производить нужные стране гербициды и планирует выйти на объемы в десятки миллионов литров в год

Построить  под  Березой  современное  предприятие  по  производству  химических  средств  защиты  растений  заставила  жизнь 

Тот, кто вырос в деревне, знает, что прополка — самый изнурительный и низкооплачиваемый труд. Речь идет о прополке ручной, применяемой в советские времена на обширных колхозных полях. Тогда на свекловичные или кукурузные плантации с тяпками сельчане выходили целыми семьями от мала до велика, чтобы очистить от сорняков рядки поднимающихся всходов. Платили за эту работу копейки, но от нее никто не отказывался, иначе можно было лишиться многих социальных благ, предоставляемых колхозом. А в это время на полях фермеров Германии и Франции посевы уже поднимались стройными рядами без помощи человеческих рук. Многочисленных врагов культурных всходов там уничтожали химические препараты, убивая их при первых же попытках потянуться к солнцу. 

Вчерашняя разница в тактике и стратегии борьбы с сорняками сегодня обернулась большой зависимостью наших аграриев от западных производителей подобных препаратов. На ручную прополку нынче в деревне людей не поднимешь, да и уж  очень неэффективен этот агроприем, оставшийся лишь в практике дачников и огородников. Только химические средства защиты растений способны при современных масштабах растениеводства спасти от многочисленных и агрессивных потенциальных конкурентов под солнцем культивируемые человеком плоды и злаки. Ежегодная потребность в них белорусского сельского хозяйства сегодня превышает пять миллионов литров. Частично этот спрос удовлетворяется несколькими отечественными предприятиями, производящими гербициды известных европейских марок на основе экспортных составляющих. Но такое подспорье обходится белорусским аграриям очень дорого. 

Вот почему белорусские ученые в начале нынешнего века приступили к работе над созданием отечественных химических препаратов для сельского хозяйства. Работа эта до сих пор ведется в рамках долгосрочной государственной программы, предусматривающей не только избавление республики от их импорта, но и наращивание собственного экспорта таких химикатов. Уже сегодня в лаборатории испытаний пестицидов Института биоорганической химии Национальной академии наук создан целый ряд белорусских препаратов — «Шквал», «Тайфун», «Витан», «Эхион», «Кербер». Интересно, что некоторые из них способны выполнять заданные человеком функции и по отношению к культивируемым растениям, например, по потребности стимулируя или замедляя рост стебля или понижая влажность зерна еще в колосе. 

Для того, чтобы идеи белорусских химиков материализовались в масштабах всей республики, необходимо как можно быстрее наладить промышленное производство всего того, что уже создано в лабораториях. Такое производство было немыслимо без соответствующего предприятия нового поколения, на которое нужны немалые деньги. Очень удачно их поиск совпал с развернувшейся в нашей стране кампанией по экономическому развитию малых городов. Для инвестиций в этой сфере государство предоставило ряд существенных льгот, что и побудило одну из иностранных фирм, основанную выходцами из Березы, вложить инвестиции в создание здесь уникального предприятия «Франдеса». Уже сегодня ему пророчат выход к 2016 году на производство примерно 30 миллионов литров химических средств защиты растений, что должно поставить нашу страну в один ряд с державами, контролирующими мировой рынок в этой сфере. 

Такова перспектива. А пока «Франдеса» в минувшем году выпустила первые 426 тонн гербицида «Шквал». Результат впечатляющий, если учесть, что зарегистрирована она была в марте 2006 года. Очень быстро после этого корпуса «Франдесы» выросли на окраине Березы, на месте прекратившего свою работу предприятия «Ветсан­утильзавод». В результате райцентр избавился от неприглядного пейзажа с заброшенными разрушающимися зданиями, получил более шестидесяти новых рабочих мест и существенную прибавку к поступлениям в бюджет. 

Уже в минувшем году участие в продаже продукции «Франдесы» приняло Министерство сельского хозяйства и продовольствия — главный государственный заказчик республиканской программы развития отечественного производства химических средств защиты растений. В этом году «Франдеса» планирует выпустить уже около двух тысяч литров препарата, уничтожающего сорняки, а выход на проектную мощность после полного ввода первой очереди обещает обернуться ежегодным производством 10—12 миллионов литров пестицидных препаратов. 

Такие масштабы серьезно пугают белорусских «зеленых». Особенно беспокоятся по этому поводу местные ревнители целомудренности природы. А ну как ветер погонит с «Франдесы» на Березу ядовитые облака? Тому, кто побывал на предприятии, подобные опасения покажутся смешными. Закрытое стерильное производство со строжайшей внутренней дисциплиной прошло через все ступени самых жестких допусков, установленных у нас в стране различными ведомствами. Что же касается рабочего распыления «Шквала» и подобных ему препаратов над белорусскими полями, то о его необходимости и безопасности убедительнее не расскажет никто, кроме заведующего вышеупомянутой лабораторией Института биоорганической химии Анатолия Быховца. Автору этих строк он прочитал целую лекцию о современных средствах защиты растений, из которой можно сделать два главных вывода. Первый: без них нынешнее сельское хозяйство обойтись не может. Аграрии просто не в состоянии сегодня сберечь посевы и получить достойный урожай без этих созданных человеком «убийц» сорняков. Второй: препараты, подобные «Шквалу», представляют собой совершенно новое поколение химикатов, способных уничтожать одни организмы и быть безопасными для других. Например, «Шквал», уничтожающий сорняки, никак не мешает жизнедеятельности пчел. Конечно, определенные меры предосторожности при его применении необходимы. Недопустимо его попадание на кожу человека, в дыхательные органы, но подобными опасностями угрожают нам в быту уже десятки химических соединений, без которых мы сегодня не можем обойтись в своей жизнедеятельности. «Шквал» и его собратья становятся одними из них. 

P.S. 

Когда этот материал был уже подготовлен к печати, в Березе состоялись общественные слушания, в ходе которых жители райцентра высказали свое отношение к «Франдесе». Эта процедура, предусмотренная белорусским законодательством, проходила в форме вопросов и ответов. Отвечали представители руководства  предприятия и ученые, приехавшие из Минска. Но из столицы прибыли и противники инвестиционного проекта с намерением поддержать небольшую группу ополчившихся против «Франдесы» горожан, которую возглавила известная в Березе правозащитница, постоянно выступающая против инициатив местной власти. Вели себя «оппозиционеры» крайне агрессивно. В попытке превратить трибуну мероприятия, собравшего более 180 человек, в политическое ристалище они порой не давали сказать слово желающим высказаться людям. В обстоятельный обличительный  доклад попытался превратить свой «вопрос» некий спадар Губаревич, так и не объяснивший залу, несмотря на многократные требования, кто он и откуда. Поднявшись к трибуне и оттеснив от нее избранного собранием председателя слушаний, холеный молодой человек начал было вести свой «просветительский» политликбез, читая с заготовленных листов, но был быстро остановлен дружными аплодисментами и вернулся на свое место в зале. Бывший чиновник Госагропрома БССР, назвавшийся академиком международного масштаба, обвинил авторов  проекта в преступлении, увязав свое выступление с чернобыльской проблемой. Вышеупомянутая дама, лидер местной оппозиции, нарушая регламент, крикливо уличала власти и руководство «Франдесы» в подлоге и лжи. «Коварные» вопросы задавали ее единомышленники. Но все они  теряли смысл и остроту после четких и логичных ответов ученых и хозяйственников. 

Почему спонсор проекта израильский бизнесмен Борис Францелис решил разместить производство химических препаратов именно в Березе? Предложений относительно других мест со стороны Министерства сельского хозяйства, как сообщил главный инвестор, было немало. Выбор пал на Березу, потому что для проекта идеально подходило заброшенное здание бывшего завода по утилизации отходов мясопереработки. Кстати, в экологическом отношении гораздо более вредного, чем производство «Франдесы». На сегодняшний день в новое предприятие вложено уже шесть миллиардов рублей, в целом размер инвестиций возрастет со временем до 60 миллионов долларов, что даст жителям райцентра новые рабочие места, а бюджету района — солидное финансовое пополнение в виде налоговых платежей. Едва приступив к работе, «Франдеса» сразу же, как рассказал Францелис,  начала активную спонсорскую деятельность в регионе, оказывая поддержку местному спорту, культуре. Так что Береза в результате получила больше реальных плюсов, чем надуманных минусов. 

Но не все в это сразу поверили. Как можно размещать подобное производство в районе, являющемся в области лидером по раковым заболеваниям? Почему от березовчан скрываются его степени риска и опасности? Зачем западноевропейцы  избавляются от подобных заводов, перенося их подальше от себя, в слаборазвитые страны? На эти и другие вопросы убедительно ответили директор Института биоорганической химии НАН Беларуси Федор Лахвич, заведующий биохимической лабораторией института Анатолий Быховец, являющийся автором отечественных средств защиты растений, специалисты «Франдесы», районные руководители медицины, экологических и санитарных служб, МЧС. Оказалось, что заявление о первенстве Березовского района по числу раковых заболеваний — наглая выдумка, так как по этому показателю в Брестской области он далек от лидеров в отношении этой болезни, которая в последние годы пошла здесь на спад. Обвиняя «Франдесу» в сокрытии истинной степени опасности, ее противники продемонстрировали свою безграмотность, путая, нарочно или по невежеству, отходы производства с бытовыми стоками и требования, предъявляемые различными ведомствами. Производство «Шквала» безотходно на сто процентов, так как использующаяся вода циркулирует по замкнутому циклу и не имеет выхода за пределы технологической цепи. Заводы, подобные появившемуся в Березе, работают сегодня в крупных городах Швейцарии, Германии, Израиля, причем порой рядом со всемирно известными курортами и жилыми кварталами. Слаборазвитые страны сами заинтересованы в их открытии у себя, так как покупка завозных препаратов, без которых невозможно вырастить самодостаточный урожай, не всем по карману. Наша страна тратит на импортные средства защиты растений ежегодно около 150 миллионов долларов. Кстати, импортным раундапом, который аналогичен «Шквалу», обрабатываются малой авиацией даже водоемы наших рыбхозов, предотвращая их зарастание, что не сказывается на здоровье рыб. 

Словом, логика сбила в этот день волну неприятия к «Франдесе», поднятую ее противниками не совсем честными информационными методами для повышения своего политического веса в жизни района. Только 13 участников общественных слушаний при нескольких воздержавшихся проголосовали против выгодного для района инвестиционного проекта. Большинство же подняло руки, голосуя за «Франдесу».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter