Не может быть границ между сердцами!

Выступление Председателя Высшего государственного Совета Союзного государства, Президента Беларуси А.
Выступление Председателя Высшего государственного Совета Союзного государства, Президента Беларуси А.Г.Лукашенко при представлении послания Парламентскому собранию "О положении в Союзном государстве и ходе его строительства"

Многие задаются вопросом: есть ли польза от работы Парламентского собрания и от органов нашего союза в целом? Должен сказать: то, что раньше казалось невероятным, сегодня стало реальным и обычным. Это говорит о том, что сегодня наш союз развивается, и его становление проходит очень эффективно. Вспомните ситуацию с гимном нашего Парламентского собрания. Когда мы его утверждали, сколько было критики. Впоследствии великая страна - седьмая часть нашей планеты - заимствует этот гимн. И сегодня он уже звучит как гимн России. Все становится на свои места, все становится абсолютно реальным.

Это символично, что после Бреста мы встречаемся на гродненской, священной, древней и очень гостеприимной земле. Символично потому, что этим самым мы жестко и твердо обозначаем границы нашего Отечества. Это наша земля, и ни пяди этой земли, как это было всегда в истории, мы с россиянами никогда никому не отдавали. От имени белорусского народа искренне рад приветствовать вас на белорусской земле, на западном рубеже нашего Отечества. Я благодарен председателю и всем депутатам за приглашение участвовать в выездной сессии Парламентского собрания. Во-первых, потому, что сегодня рассматриваются достаточно важные вопросы; во-вторых, необходим серьезный разговор о перспективах. А от ваших решений зависит многое.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить вас, уважаемые депутаты нашего Парламентского собрания, за то, что вы последовательно и принципиально проводите политику единения наших народов. Твердо противостоите попыткам деструктивных сил оболгать и разрушить наш союз. Спасибо за понимание и поддержку!

Недавно состоявшееся II Всебелорусское народное собрание в очередной раз открыто и однозначно заявило: Беларусь является надежным и верным союзником России! Создание Союзного государства - приоритет белорусской внешней политики. Вряд ли в этом зале и за его пределами найдется хоть один честный и порядочный человек, который упрекнул бы руководство страны в том, что это мы делаем лишь накануне очень важного политического события - президентских выборов. Наш союз с Россией является краеугольным камнем нашей внешней и внутренней политики. И этим мы последовательно занимались в течение последних семи лет. Вы помните, что одним из вопросов, вынесенных на референдум для реализации моей предвыборной платформы, был союз Беларуси и России. И тогда подавляющее большинство нашего населения (надо сказать, конституционное большинство) высказалось за этот союз.

Буквально несколько дней назад мы с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, а чуть раньше - с Геннадием Николаевичем Селезневым обсуждали целый ряд вопросов о темпах и динамике развития наших союзных отношений. И я очень рад, что наши позиции совпадают. А это реальная база для успеха. Поэтому совершенно не правы те, кто утверждает о торможении или откате в наших отношениях. Такого нет и быть не может!

Конечно, не все у нас получается. Есть организационные неувязки, присутствует субъективный фактор, сдерживающий темпы интеграции. Но главное - есть политическая воля и есть реальные подвижки. Есть прогресс по всем направлениям единения.

Уважаемые депутаты! В апреле нынешнего года Высший государственный Совет принципиально рассмотрел, одобрил и направил Парламентскому собранию послание "О положении в Союзном государстве и ходе его строительства". Это совершенно новый подход в наших взаимоотношениях. Во-первых, это первое послание за пятилетнюю историю нашего союза. Во-вторых, мы выходим даже за рамки Союзного договора, направив послание для руководства и исполнения правительствам и парламентам наших стран. В-третьих, самое главное - это программный и системообразующий документ. По каждому из 12 разделов не только отражено положение дел, но и сформулированы конкретные задачи, которые предстоит решать в текущем году и на перспективу союзным, национальным и другим государственным органам.

Думаю, нет необходимости комментировать этот важнейший документ. Вы с ним знакомы. Я хочу обратить ваше внимание лишь на ключевые вопросы.

В правовой области нам предстоит исключить противоречия между отдельными законами и другими нормативными актами наших государств.

Стратегические задачи - создание к концу текущего года правовой базы для проведения выборов в Палату представителей парламента Союзного государства и организация работы по подготовке Конституционного акта. Основной вопрос - это Конституционный акт. Нужен всесторонне выверенный подход. Поэтому, на мой взгляд, целесообразно подготовить, широко обсудить и одобрить на заседании Высшего государственного Совета сначала концепцию этого документа. В ней нужно определить направления и принципы дальнейшего развития интеграционных процессов. Как и в какой степени они затрагивают конституции наших государств? Насколько обоснованны те или иные предложения и, главное, каковы последствия от их реализации? Следует также глубоко продумать этапность предлагаемых мер.

В средствах массовой информации часто высказывается мнение о необходимости ускорить интеграционные процессы. Я этого не отвергаю, но хочу обратить внимание на следующее. Цель, которую мы должны ставить перед собой, идя на единение двух народов, - это, во-первых, улучшение жизни наших граждан и, во-вторых, безопасность наших государств - России и Беларуси. Если мы будем двигаться к этим целям, то, безусловно, подавляющее большинство людей в России и в Беларуси поддержит нас в этом святом деле. К работе должны быть привлечены и политики, и правительства, и опытные юристы, специалисты. Здесь не должно быть поспешности, но и неоправданное торможение, непроработанные документы также нужно исключить.

В организационно-управленческой сфере необходимы более жесткие меры по повышению эффективности работы органов управления. Не будем лукавить: в числе проблем - затянувшийся процесс реорганизации органов Союзного государства, нерешенность вопросов организации деятельности Постоянного комитета, непоследовательность, несогласованность отдельных решений правительств. Как Председатель Высшего государственного Совета я не совсем понимаю, почему до сих пор мы не можем создать нормальные условия для функционирования Постоянного комитета. В то время когда мы собираемся на заседание Высшего государственного Совета, правительство Российской Федерации и другие органы власти клятвенно обещают, что в кратчайшие сроки этот вопрос будет урегулирован. Если Россия не в состоянии этого сделать, давайте его переведем в Минск. Мы обеспечим его работу. Но дальше такое терпеть нельзя.

Налицо несовершенство отдельных положений договора, в частности в вопросах разделения компетенции Союзного государства и его государств-участников. Поэтому, выступая на заседании Высшего Госсовета, Геннадий Николаевич это помнит, я с обеспокоенностью говорил, что совокупность отдельных недоработок сдерживает развитие в целом.

Как и два года назад, считаю, что в первую очередь необходимо обеспечить безусловное выполнение Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Это выверенный и системный документ. И главное - контролируемый, так как он максимально конкретный. В него много труда вложили и многие из вас.

Уважаемые депутаты! Особое внимание надо уделить экономической интеграции, реальному созданию единого экономического пространства. Мы серьезно продвинулись в этом направлении. За последние 5 лет объем торговли между нашими странами вырос почти в 2 раза. С особым удовлетворением констатирую, что в прошлом году среди торговых партнеров России наша Беларусь по объему товарооборота заняла второе место после Германии, обойдя США и другие крупные государства.

За 2000 год товарооборот между Беларусью и Россией составил около 10 миллиардов долларов США и превысил уровень предыдущего года на 33 процента. В прошлом году доля России в общем объеме внешней торговли Беларуси составила более 55 процентов. В том числе - чуть более половины (51 процент) всей белорусской продукции было поставлено в Россию и 65 процентов белорусского импорта пришлось на российские товары. А это десятки тысяч рабочих мест в наших странах, а значит - источники доходов белорусов и россиян. Благополучие миллионов семей! Вот они, реальные плоды нашего единения. Вот цена огромных усилий руководителей государств, правительств, парламентариев и трудовых коллективов. Игнорировать это может только неразумный и вредный человек. Выступая против политики единения, они выступают против простых граждан. Но люди видят и ценят успехи нашего сближения! И я рад, что число наших сторонников не снижается.

Хороших примеров достаточно. Доказали свою эффективность совместные прогнозы социально-экономического развития. Разработаны и реализуются балансы спроса и предложения продукции на 2000 - 2002 годы. В них включен 21 вид изделий, в том числе тракторы, грузовые автомобили, холодильники, телевизоры, продукция металлургической, химической и легкой промышленности.

Особо хочу сказать о таком важном проекте, как формирование единых балансов топливно-энергетических ресурсов. Это эффективный механизм нашего экономического сотрудничества. На нем базируется вся экономика. Тем не менее балансовый метод нуждается в совершенствовании и развитии. Мы изучили этот вопрос. И вношу предложение "подключить" к сырьевой цепочке нефтехимические и химические производства. Реализация такого подхода уже в этом году должна стать одной из важнейших задач для министерств и ведомств.

Вообще реализация совместных программ - ключ к решению многих наших общих экономических проблем. Приведу вам некоторые цифры, специально подготовленные к настоящей сессии. 180 крупнейших белорусских и 250 крупнейших российских предприятий участвуют в совместных программах. Дизельное автомобилестроение, развитие производства телеаппаратуры, специальные и высокие наукоемкие технологии - перечень достаточно широкий. Причем хочу обратить ваше внимание на масштабность программ, их направленность на далекую перспективу. Основанный на современных научных достижениях, этот принцип сотрудничества является залогом конкурентоспособности белорусской и российской продукции на мировых рынках XXI столетия. То есть сегодняшние решения создают экономическую и правовую основу благополучия последующих поколений россиян и белорусов.

При этом я хочу еще раз повторить один ключевой тезис, который был высказан на Всебелорусском народном собрании. Он касался привлечения иностранных инвестиций. Западные инвестиции - это хорошо, но надеяться на них и ждать, что они придут и толкнут нашу экономику вперед, неоправданно и бесперспективно. Белорусская экономика по многим направлениям конкурирует с экономиками Германии, Франции, Австрии, Польши и других стран. Мы выпускаем однотипную с ними продукцию. Встает вопрос: будут ли они вкладывать средства для развития наших аналогичных предприятий? Нет. Будут вкладывать только те государства, в которых востребованы товары наших предприятий. Это прежде всего Российская Федерация и другие государства СНГ. Поэтому на съезде было прямо сказано о том, что мы ориентируемся на привлечение российских инвестиций и в этом направлении будем двигаться. Однако еще раз подчеркиваю: мы не отвергаем предложения Запада, если они взаимовыгодны. Чтобы избежать негативных последствий с иностранными инвестициями в других постсоветских государствах, мы будем тщательно подходить к изучению и анализу всех поступающих проектов. Если вам нужны примеры, вспомните соседние РАФ, ВЭФ. Где они?

Сегодня в Беларуси нет ни одного предприятия, которое бы не работало. Да, сложно, трудно, рентабельность невысокая, проблем очень много, но они функционируют. Значит, продукция все больше и больше становится востребованной и, судя по приведенным выше цифрам, в том числе в Российской Федерации. Вместе с тем, когда мы со своей высокотехнологичной продукцией вышли на западные рынки, нам говорят о демпинге. Так где же в таком случае наши интересы?! Вопрос риторический.

Давайте посмотрим с другой стороны. В России некоторые любят рассуждать о невыгодности сотрудничества с Беларусью. Я вам привел пример. По товарообороту мы несколько миллионов долларов уступаем Германии. Китай также значительно уступает нашей взаимной торговле с Россией. Эти цифры говорят сами за себя. Так скажите, разве можно, с точки зрения безопасности наших государств, недооценивать это стратегическое направление и Беларусь, которая находится в центре Европы? Скажите, разве у вас когда-нибудь были проблемы в Гродненской, Минской, Могилевской, Гомельской областях, по которым идут нефтяные и газовые артерии в Западную Европу? Полная безопасность, экономическая безопасность! Слава Богу, ушли в небытие упреки в российских средствах массовой информации в адрес Беларуси о наших долгах перед Россией. Сопоставьте при этом цены на транзит энергоносителей через Беларусь с аналогичными условиями, которые предлагают другие страны. И вы увидите очевидную выгоду от сотрудничества двух государств.

А военно-стратегическая сторона? Мы же не зря в прошлом году, преодолевая неимоверные барьеры, наконец-то создали мощную военную группировку на наших западных рубежах, основой которой является белорусская армия. Но мы же ни разу не задали россиянам вопрос о расчетах за военные объекты, которые расположены на территории Беларуси.

Однако есть и горькие моменты. И было бы неправильно их замалчивать. Так, например, Российской Федерацией недавно в одностороннем порядке (о чем мы буквально полгода тому назад железно договорились, что этого не будет) снижена ввозная таможенная пошлина на импортные телевизоры до 20 процентов. Ясно, что это негативно сказывается на реализации такой значимой и перспективной программы, как "Союзный телевизор", угнетает отечественных товаропроизводителей в обоих государствах.

Белорусская сторона подготовила проект соглашения о мерах по защите интересов белорусских и российских телевизионных заводов. В российских же правительственных кругах считают дальнейшую проработку указанного соглашения нецелесообразной. Думаю, что это неправильный подход. Надо в кратчайшие сроки принять названное соглашение и как минимум восстановить уровень ввозных таможенных пошлин наряду с другими мерами по защите национальных товаропроизводителей.

Решение совместных программ осуществляется в значительной степени за счет союзного бюджета. В этом году 85 процентов средств из него пойдет на указанные цели. Однако немало огрехов с союзным бюджетом. Ничем не может быть оправдан тот факт, что его проект на этот год был внесен на рассмотрение депутатам прямо накануне сессии! Это подрыв союза, неуважение к нему! Уже после того, как на Высшем государственном Совете два президента утвердили бюджет и передали его для реализации председателю союзного правительства Михаилу Касьянову, он его возвращает через месяц обратно Президенту Путину, чтобы он передал его мне, а я внес на Высший государственный Совет. Скажите, как это понимать? Утвержденный бюджет! Я считаю, бюджет должен начинать работать с самого начала финансового года, а не с его середины. Одновременно необходимо продумать возможность его существенного увеличения.

Нельзя умолчать еще об одной важной проблеме, которая до настоящего времени не решена. Это создание равных условий для субъектов хозяйствования двух стран. Действуют абсолютно различные цены на ресурсы: на газ, нефть, электроэнергию, существуют разные тарифы на железнодорожные перевозки, потребительские товары, услуги. За этим - непреодолимые вопросы и препятствия созданию единого экономического пространства.

На последнем заседании Высшего государственного Совета я был вынужден обратить внимание на то, что сейчас необходимо не разговаривать, а устранять и отвечать за создавшиеся проблемы. Тем более что у нас имеются соответствующие договоренности. Мы заключили договор и соглашение, которые сегодня по белорусскому и российскому законодательствам имеют приоритетное значение. Это международная норма. Если этот договор заключен, почему он не исполняется? Ведь российская сторона не допускает подобной практики в отношении других стран. Почему такое отношение к Союзному государству?

Поэтому Высший государственный Совет включил в послание задачу комплексной оценки факторов, определяющих реализацию этой цели, и поручил выработать меры по решению проблемных вопросов. Выравнивание условий хозяйствования взаимовыгодно для наших стран. У этого процесса есть объективная экономическая и геополитическая основа.

Во-первых, сохранившаяся с советских времен сильная интегрированность промышленности, взаимные поставки изделий, комплектующих и ресурсов. Выгода здесь взаимная, так как наши предприятия и производства дополняют друг друга.

Во-вторых, минимальный (в 2 - 4 раза ниже, чем в других странах) транзитный тариф за транспортировку российской нефти и газа по территории Беларуси - очевидная выгода для России. Притом, как показывает анализ конъюнктуры мирового рынка, объемы транзита энергоносителей через Беларусь будут возрастать. По имеющимся сведениям, Скандинавские страны могут ввести ограничение на танкерное судоходство в балтийско-атлантических проливах. А это значит, что экспорт российской нефти через территорию Беларуси возрастет и составит свыше 80 процентов от общих объемов зарубежных российских продаж нефти. Плюс около 20 процентов российского газа будет идти через Беларусь.

Хочу сказать, что за этим не только экономическая выгода для России. Это гарантия безопасности. И не только экспорта, но и российского государства.

Словом, все предпосылки выравнивания условий хозяйствования есть. Однако продуктивность работы органов исполнительной власти - как союзных, так и национальных - остается пока невысокой. И об этом мы принципиально говорили на Высшем государственном Совете и дали соответствующие поручения.

Говоря о проблемах, возьмем, например, таможенную политику. Российской Федерацией введены таможенный контроль и таможенное оформление товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Беларуси при их перемещении через белорусско-российскую границу. Несколько раз при бывшем Президенте России таким образом уже пытались решить этот вопрос, но получили категорический отказ. Что изменилось сейчас? Неужели нынешний российский Президент менее привержен союзу Беларуси и России? Больше! Так почему происходят такие вещи? Это же политический вопрос. Мы же восстанавливаем границы, которые разрушили с таким трудом после "беловежских зубров".

Беларусь долго не шла на ответные шаги. Но в конце концов была вынуждена ввести адекватные меры. Что дает России такая позиция? Ничего. На территорию нашей страны из России ввозится таких товаров в два с половиной - три раза больше, чем на территорию России из Беларуси. Значит, выгоды никакой, а барьер создан. Значит, это просто политические шаги.

Кроме того, российской стороной была предпринята попытка восстановить таможенный контроль и таможенное оформление белорусских товаров. Какое же единое тогда таможенное пространство? А это, как я уже сказал, не просто политическая проблема, это разрушение союза. Далее. В настоящее время в Российской Федерации разрабатывается проект законодательного акта, направленного на либерализацию внешнеторговой деятельности. Если он будет принят без согласования с нашей страной, то, прямо скажу, конец будет союзу.

Как Председатель Высшего государственного Совета считаю необходимым поручить правительствам Беларуси и России (и я предупреждаю белорусскую сторону: если только не будет выполнено мое поручение, правительство уйдет в отставку) принять в ближайшее время порядок согласования решений по вопросам тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, а впоследствии приступить к разработке соответствующего законодательного союзного акта.

Я специально обращаю на это внимание правительства Беларуси. Работать надо и бороться. Нам противостоят огромнейшие силы. Начали высказываться мнения о том, что нам не простят тенденций интеграции на постсоветском пространстве: там, мол, наши жизненные интересы. А где же наши тогда с вами интересы?

Создание объединенной транспортной системы. Здесь мы упускаем время, уважаемые депутаты. Ведь до сих пор не осуществлена реорганизация системы управления транспортным комплексом. С отставанием готовится соответствующая программа. После отказа в ее финансировании из бюджета Союзного государства министерствами транспорта двух стран принято согласованное решение о финансировании ее разработки на долевых условиях. Это правильно. Но Совету министров Союзного государства и Постоянному комитету не следует стоять в стороне.

Надо решать и другие задачи. Среди них - унификация денежно-кредитной политики. Подписано межгосударственное Соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра. Начата работа по его реализации. На заседании Межбанковского валютного совета 15 декабря 2000 года подписан договор между национальными банками об открытии кредитной линии Национальному банку Беларуси для формирования стабилизационного валютного фонда поддержки курса белорусского рубля. Но практической реализации пока, к сожалению, нет. А время идет.

Исключительную важность приобретает унификация национальной политики по вопросам налогообложения. Полагаю, настало время срочно приступить к разработке не национальных кодексов по налогообложению, а Налогового кодекса Союзного государства. Это как раз та область, где роль депутатов как национальных парламентов, так и союзного должна быть наиболее ощутимой. Без согласованной налоговой политики нет единого экономического пространства.

Начата работа по урегулированию вопроса союзной собственности. Необходимость ее проведения обусловлена реализацией совместных программ, финансируемых из бюджета Союзного государства, в результате чего создаются новое имущество и новая интеллектуальная собственность. Проект соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о регулировании отношений собственности Союзного государства необходимо подписать в ближайшие месяц-два.

Уважаемые участники сессии!

В послании мы отмечаем, что важнейшим фактором сближения наших народов является проведение согласованной социальной политики. Здесь лед тронулся, но остается много нерешенных проблем, которые отражены в послании. Нам действительно необходимо усиливать социальную составляющую интеграционного процесса, идти, как говорят, от земли, чтобы люди полнее и предметнее ощущали в своей повседневной жизни положительные результаты сотрудничества наших стран. Еще одна проблема, которую я бы поставил во главу угла, - формирование единого информационного пространства. К сожалению, информационная политика Союзного государства и его органов может быть оценена как неэффективная. Не подготовлена соответствующая программа, не осуществлена гармонизация нормативных актов по формированию технических условий и правил функционирования системы информатизации, не организована полноценная деятельность телерадиовещательной компании Союзного государства. Наше единение подвергается массированной информационной атаке как со стороны западных политических сил, так и внутренних средств массовой информации, ориентированных на продвижение интересов иностранных государств. Доходит до парадоксов: отдельные российские телеканалы так освещают процессы нашей интеграции и события в Беларуси, как будто бы мы не союзное государство, а потенциальные противники. Прямо скажу, это оскорбляет наши лучшие чувства. Мы - сторонники объединения - не заслужили такого к себе отношения. Наше Союзное государство имеет возможность стать мощным геополитическим образованием и самое главное - примером для других. И я не боюсь об этом говорить в присутствии украинской и молдавской делегаций. В рамках Программы согласованных действий государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2000 - 2001 годы ключевым направлением белорусско-российского внешнеполитического сотрудничества стало обеспечение нашей совместной линии в ООН, ОБСЕ и других международных организациях, координация действий по вопросам международной и региональной безопасности. Я хочу поблагодарить вас, депутатов, и вашего председателя Геннадия Николаевича Селезнева за ту колоссальную поддержку, которую вы оказываете нашим парламентариям и белорусам вообще. Несмотря на все известные сложности, возникшие после подписания союзного Договора, вы спасли этот союз (я это говорю во второй раз) и наше единство.

Союз Беларуси и России позволяет избежать перспективы создания так называемого "пояса изоляции" России на ее западных границах, что особенно актуально по мере расширения НАТО. На тысячу километров у границ России появилось окно для торговли и продвижения своих интересов на западном направлении. И этого сегодня белорусам не могут простить! Конструктивное белорусско-российское взаимодействие способствовало подписанию целого ряда важных документов в рамках СНГ, включая Программу действий по развитию нашего Содружества на период до 2005 года, Программу государств - участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года, Соглашение об общем таможенном тарифе государств - участников Таможенного союза. В то же время нашим внешнеполитическим ведомствам необходимо добиваться согласованных решений по всем ключевым вопросам международной повестки дня. При этом национальные интересы Беларуси и России в сфере внешней политики должны быть строго соотнесены с задачами в области обороны и национальной безопасности, обеспечения устойчивого социально-экономического развития наших стран. Будем откровенны: сегодня Беларусь является единственным реальным, верным и надежным союзником России. В этом стратегические интересы и России, и Беларуси. И не зря противники единения замалчивают об этом. В непростых международных условиях важной сферой союзнических отношений было и остается укрепление безопасности и развитие военного сотрудничества.

Белорусско-российские отношения в этой области развиваются на основе заключенных договоров и соглашений, с учетом взаимных интересов сторон. Я не буду перечислять эти документы, они четко обозначены в послании. Скажу только одно: Беларусь сегодня реформирует свои Вооруженные Силы, выработала собственную военную доктрину, определила ее основную концепцию. Надо отметить, что осуществлять военную реформу Республика Беларусь будет синхронно с Российской Федерацией. Мы намерены взаимно дополнять и поддерживать друг друга в военном строительстве. Наши военные и пограничные ведомства работают в этом отношении лучше других исполнительных органов власти. В этом нужно отдать должное министрам обороны двух стран.

Настало время более тесно координировать наши действия по борьбе с преступностью, совершенствовать правовую базу в этой сфере.

О многих из этих вопросов мы подробно говорили на нашей встрече с Владимиром Владимировичем Путиным и договорились, что в ближайшее время продолжим обсуждение нерешенных проблем.

Уважаемые депутаты!

И в заключение отвечу на самый актуальный вопрос: что же нам необходимо сделать в дальнейшем? Отвечу прямо и открыто.

Первое. Необходимо реализовать наш Договор о создании Союзного государства и Программу мероприятий по реализации этого договора. Да, мы можем принять Конституционный акт и провести выборы в союзный парламент. Но не решив проблем на более низкой стадии (а они по своей сути незначительные и могут быть устранены в самое ближайшее время), мы построим новый забор.

Второе. Параллельно - этот процесс уже начался - необходимо разработать Конституционный акт. Сейчас существует мнение о том, что не нужно торопиться и на этой стадии в соответствии с Конституционным актом союзные наднациональные органы необходимо наделить небольшими полномочиями. Будет жесточайшей ошибкой, если мы максимально не передадим союзным органам власти (будем их так называть) те полномочия, которые у них должны быть.

Третье. Всегда есть субъективный фактор. Я глубоко убежден, что у нас есть две личности, которые сегодня очень положительно могут восприниматься нашими народами. И я думаю, что вам, Геннадий Николаевич Селезнев, и вам, Павел Павлович Бородин, надо оставить все свои посты после принятия Конституционного Акта и проведения референдума и возглавить основные органы нашего союза. Только тогда мы будем что-то делать. Белорусская сторона пойдет на то, чтобы эти два русских человека возглавили основные союзные органы и соответственно распределили между собой обязанности. Далее со сложившимся положением вещей мы оставаться не можем. (Аплодисменты).

И последнее. Вы, может быть, еще не осознали, что сделали великое дело. Вы создали конкретный прецедент единения славянских народов - Украины, Беларуси, России. У нас рядом Молдова, где пришло к власти нормальное руководство, которое мы, и прежде всего Россия, должны поддержать.

Устранив имеющиеся сложности, мы сможем подойти к решению очень важной проблемы - реальному укреплению союза за счет тех государств, которые мы хотим видеть вместе с нами. Думаю, в этом случае и Казахстан не останется в стороне.

Но мы должны сделать еще очень мощный шаг, чтобы продемонстрировать всем, что мы серьезные люди и у нас серьезные намерения.

Давайте не обманем эти надежды в очередной раз.

Благодарю за внимание. (Аплодисменты).
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter