Не “мои” университеты!

Небесспорные выводы председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимира Здановича ярко характеризуют отношение государственных мужей к негосударственным учебным заведениям.

Только цифры. В Беларуси всего 10 частных школ, в которых занимаются 604 ребенка. Зато в 12 вузах негосударственной формы собственности учатся без малого 58 тысяч студентов.
— Количество студентов, получающих образование платно, растет очень быстрыми темпами, — говорит Владимир Зданович. —  Оно уже приближается к двум третям от общего числа студентов. Я прогнозирую, что постепенно мы придем к всеобщему платному высшему образованию, предусмотрев систему выделения льготных кредитов для тех, кто нуждается в социальной защите. Преждевременно  сейчас называть дату перехода, это вызвало бы социальный взрыв, наше общество еще к этому не готово. Нужна серьезная подготовительная работа, улучшение материального благосостояния граждан Беларуси.
Руководители частных учебных заведений часто жалуются на несправедливость со стороны органов исполнительной власти. Якобы их притесняют, обижают и так далее. Я не буду затрагивать вопрос, откуда у руководителей частных вузов появилась возможность создать учебное заведение. Ведь не каждый гражданин Республики Беларусь может себе это позволить. Этот вопрос оставляю за кадром, хотя информацией обладаю.
Основная задача руководителей частных вузов не меценатство, а получение дохода. Это мое субъективное мнение. Ни один из частных вузов или ссузов не готовит специалистов инженерно-технического профиля, а это наиболее затратная сфера в системе образования. Вся прибыль от платных отделений государственных вузов идет в бюджет, часть прибыли частных вузов остается учредителю. Я часто слышу от руководителей этих учебных заведений примерно такую угрозу: вот распродадим все, положим эти деньги в банк и будем спокойно жить на проценты. Ни один руководитель государственного вуза никогда так не скажет. Поэтому то, что государственные и частные учреждения образования работают в не совсем равных условиях, не должно вас удивлять, а тем более возмущать. Кстати, если читать внимательно статьи Конституции, то государство согласно этому документу осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества и обеспечивает координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе.
Только цифры. Поскольку возглавляемая Владимиром Здановичем комиссия работает над законодательством в сфере образования, в нее поступило 26 замечаний, свидетельствующих о различиях в условиях работы частных и государственных вузов.
— Все они касаются финансовой деятельности, налогов и получаемой прибыли, — замечает Владимир Зданович. — Об организации учебного процесса речь не идет.
Первая претензия: государственные вузы могут набирать большее количество студентов, прием в частные контролируется. В Беларуси перепроизводство юристов, экономистов и бухгалтеров, поэтому наборы на эти специальности сокращаются во всех вузах — и государственных, и частных. Зато страна испытывает потребность в инженерах, кадрах для строительства и сельского хозяйства. В 12 частных вузах сегодня обучаются 57 975 студентов. Из них 50 250 осваивают специальности, связанные с коммуникациями, правом, экономикой, управлением. Понятно, что государство будет регулировать возникший дисбаланс.
Вторая претензия касается особенностей налогообложения частных вузов, введения для них НДС. Действительно, частные вузы платят 9 видов налогов, от которых освобождены государственные. Это сделано по той причине, что государственные вузы ведут подготовку нужных стране специалистов даже по заведомо убыточным специальностям аграрного, инженерно-технического профиля. Если бы частные вузы объявили набор на ядерную физику или открыли школу для детей с ОПФР, а это очень затратно, я бы первым проголосовал за освобождение их от всех налогов.
Третья проблема — качество образования. Считается, что если одинаковые нарушения обнаруживаются в государственном и частном вузе,  то существованию государственного ничто не угрожает, а частный закроется. Это миф. Подход ко всем одинаковый, поэтому, например, в прошлом году из-за нарушений была закрыта Высшая школа туризма при БГУ. Мне пришлось заниматься распределением студентов по другим учебным заведениям, чтобы они получили дипломы государственного образца.
Четвертая претензия — намерение назначать ректоров частных вузов. Вопрос до конца не решен, но в нашей комиссии принято однозначное решение: ректоры будут назначаться министром образования Беларуси. В возникновении этого предложения виноваты сами, уже бывшие, ректоры частных вузов, скомпрометировавшие систему негосударственного образования.
Мы не собираемся ликвидировать систему негосударственного образования. Но требования к деятельности частных вузов как были, так и будут самыми высокими, никто не собирается их снижать. Потому что нашей стране, чтобы выйти на качественно новый уровень, нужны образованные люди. Этой мыслью пронизан каждый касающийся образования законодательный документ, который издается в последнее время.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter