Не местечковый интерес

Ученые предлагают шире взглянуть на проблему весенней охоты на птицУсилия противников весенней охоты на птиц, похоже, не пропали даром — в настоящее время в соответствующих ведомствах тщательно изучается этот вопрос, рассматриваются возможные корректировки природоохранного законодательства. Какие варианты решения этой проблемы могут предложить ученые? За ответом корреспондент “НГ” обратился к директору НПЦ по биоресурсам Национальной академии наук Беларуси Михаилу НИКИФОРОВУ.

— У меня как у специалиста-биолога мнение однозначное: весенняя охота на птиц в период, когда они летят к местам гнездования, — это, конечно, нонсенс. Это негуманно и наносит немалый урон популяции. Думаю, что у большинства людей такое же мнение.
— Почему же наблюдается активное противодействие общественным инициативам, направленным на запрещение весенней охоты, со стороны многих охотников и чиновников?
— Беларусь находится в центре Европы и в центре пересечения миграционных путей птиц. Через нашу территорию летят многие виды гусей и в больших количествах: на зимовку — на запад, а обратно на гнездование — в тундру Евразии. На нашей территории они пребывают достаточно короткое время — весной до месяца, осенью немножко больше. А вот их зимовка в Западной Европе длится довольно долго, там на них ведется охота и добывается значительный процент этих гусей. Но когда наступает весна, объявляется, что больше негуманно стрелять по ним, и наши охотники в таком случае лишаются возможности охотиться, что вызывает закономерный протест. Мол, мы предоставляем птицам возможность останавливаться, обеспечиваем им транзит, охраняем этот миграционный коридор, но в отличие от Западной Европы не имеем права использовать как охотничий ресурс.
Поэтому, на мой взгляд, в данном случае очень важно  каким-то образом показать, что все без исключения заинтересованы в сохранении популяции, в том числе в западных странах в зимнее время, когда птицы испытывают нехватку корма, страдают от отрицательных температур. Следовало бы сократить сроки охоты на западе. Тое есть все должны вносить одинаковый вклад в сохранение этого ресурса, и тогда наши охотники не будут чувствовать себя ущемленными. Станет больше гусей, и осенью, когда они летят на зимовку, охотники в полной мере смогут удовлетворять свои интересы.
Нынешняя ситуация объясняет и позицию ряда чиновников: почему мы должны ущемлять права своих охотников? В Западной Европе охотятся в ноябре, декабре, январе, феврале, а в марте, когда птицы летят к местам гнездования через Беларусь, получается, уже нельзя.
Поэтому мы должны шире смотреть на эту проблему, она выходит далеко за наши границы. Надо не только запретить весеннюю охоту в Беларуси, но и оптимизировать охрану этих видов птиц в других странах, чтобы все охотники оказались в равных условиях. Мне кажется, это более продуктивный путь и более правильный подход.
— А должна ли продолжаться весенняя охота на оседлые виды — тетеревов и глухарей?
— Безусловно, традиции охоты на этих птиц, особенно в весенний период, глубоки. Все это воспето во многих художественных произведениях, столько вокруг этого романтики. Как это весной не сходить на глухариный ток и так далее... Но я думаю, что и здесь можно изменить ситуацию. Романтики не убудет, если человек отправится просто понаблюдать за птицами, послушать их, взяв с собой не ружье, а фотоаппарат. Поверьте, фотоохота не менее увлекательна, чем обычная охота. На ломку стереотипов должно быть направлено и экологическое воспитание. Должны быть предусмотрены соответствующие стимулы.
Категоричными запретами добиться желаемого результата сложно. У человека должен быть выбор, если ему закрыть все законные пути, у него останется только незаконный. Поэтому по отношению к оседлым видам должна быть выработана другая стратегия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter