В Минске прошла встреча Президентов Беларуси, России, Казахстана, Украины с участием представителей Евросоюза

Не меч, но мир!

Вчера Минск превратился в центр европейской политики...
Вчера Минск превратился в центр европейской политики. Кризис в Украине стал главной темой на переговорах Президентов Беларуси, России, Казахстана, Украины и представителей Европейского союза. Еще до начала их встречи в формате Таможенный союз — ЕС — Украина, опробованном, кстати, впервые, журналисты строили догадки относительно ее итогов. Особое волнение читалось на лицах украинских коллег: с минским саммитом связывались надежды на начало мирного урегулирования конфликта на их родной земле. Представители российских СМИ деловито строили версии относительно договоренностей. Ясно было одно: переговоры легкими не будут. Интрига сохранялась и после окончания почти четырехчасовой беседы Президентов и представителей Европейского союза. Ее участники отправились на рабочий обед, а пресса стала жадно обсуждать версии и прогнозы. Лишь ближе к 9 вечера появилась первая информация об итогах непростого разговора.


По итогам многочасовых переговоров первым к журналистам вышел Александр Лукашенко:


— Состоялся серьезный разговор по всему комплексу вопросов, связанных с кризисом в Украине. К сожалению, ситуация там зашла настолько далеко, что без принципиальных решений на высшем уровне никакие отдельные шаги, технические договоренности не приведут к урегулированию...  Мы в первую очередь ставили задачу выработать приемлемый для всех концептуальный алгоритм действий как основу для достижения последующей конкретной договоренности по всем направлениям. Переговоры были непростые. Но диалог был предметным и предельно откровенным. Важно и ценно уже то, что этот диалог состоялся. В ходе почти четырехчасовой встречи высказались все. Позиции сторон отличаются. Иногда кардинально. Но важно то, что все сходились в одном — надо искать компромисс. При обсуждении конфликта на востоке Украины все сошлись во мнении о необходимости деэскалации, освобождения заложников, гуманитарного содействия. Крайне важно предотвратить гуманитарную катастрофу. Особенно сейчас — в преддверии зимнего периода.


Основные договоренности, по словам Президента Беларуси, таковы:


Первое. Минск становится регулярной площадкой для встреч контактной группы ОБСЕ — Украина — Россия. Предложение Президента Украины поддержали все участники встречи. Речь идет о том, чтобы группа собралась в возможно короткие сроки.


Второе. К 12 сентября рабочая группа выработает предложения по снятию озабоченности Таможенного союза, России, касающейся подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС.


Третье. Обсуждение проблемных вопросов, связанных с Украиной, продолжится в формате нынешней минской встречи. Это предложение Президента Казахстана было поддержано на переговорах.


Участники переговоров не обошли вниманием и экономические проблемы. Разговор касался вопросов в энергетической сфере. Транзит и поставки газа — непростая тема. Впервые на столь высоком уровне состоялся диалог двух мощнейших интеграционных объединений континента.


Вообще, значение минского саммита еще не одну неделю будут обсуждать политики и эксперты. События в Украине, фактически в центре Европы, — сегодня сфера пристального внимания субъектов мировой политики. Свидетельством тому — участие во вчерашней встрече двух заместителей председателя Европейской комиссии Кэтрин Эштон и Гюнтера Эттингера, а также еврокомиссара по вопросам торговли Карела де Гюхта. Не случайно Александр Лукашенко особо подчеркнул, что на переговорах в Минске нет посредников, все стороны крайне заинтересованы в нормализации ситуации в центре Европы. Высок и градус общественного интереса: освещали встречу в Минске почти две сотни журналистов из 72 СМИ двух десятков стран.


Кстати, интересна ее предыстория, которую напомнил Александр Лукашенко. Во время инаугурации Президента Украины Петр Порошенко призвал не торопиться с введением санкций со стороны Таможенного союза в отношении Украины в связи с подписанием ею Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Он обратился к Александру Лукашенко довести эту позицию до Президентов России и Казахстана. Тогда же Петр Порошенко предложил провести встречу для обсуждения болевых точек. Президент Беларуси выполнил просьбу украинского коллеги. Череда консультаций на уровне глав государств — и стороны собрались в Минске. Александр Лукашенко подчеркнул:


— Убежден, что никто из присутствующих в этом зале не хочет получить выгоду из нынешней ситуации. Да и было бы кощунством поступить таким образом. Наши народы доверили нам, Президентам, свои судьбы. А что мы должны сделать в ответ на это доверие? Вместо дымящихся труб фабрик и заводов оставить дымящиеся развалины и пепелища, как это происходит сейчас? Обречь наших людей на страдания? Думается мне, вдоволь настрадались в прошлом. Если мы хотим, чтобы нас считали ответственными политиками, то мы должны осознать полностью груз ответственности перед нашими народами, отбросить политические амбиции, не искать каких–либо дивидендов, подумать о судьбе обычных простых людей, стариков, детей, плачущих, страдающих и о погибших.


Что ж, первый шаг в этом направлении уже сделан. Кстати, после окончания пятисторонней встречи с глазу на глаз встретились Владимир Путин и Петр Порошенко. Что вполне закономерно. Помимо мирного урегулирования конфликта на юго–востоке Украины, у Президентов было что сказать друг другу и по экономическим проблемам.


Страны Таможенного союза беспокоят последствия реализации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. По словам Владимира Путина, совокупный ущерб экономике России может превзойти 100 миллиардов российских рублей. Из–за обнуления Украиной пошлин на импорт из ЕС произойдет значительный рост поставок европейских товаров на украинский рынок. Под ударом окажутся целые сектора промышленности и АПК. В целях защиты своего рынка Россия будет вынуждена отменить преференции для украинского импорта и ввести стандартный режим торговли.


В свою очередь Петр Порошенко предлагает договориться о создании мониторинговой группы, которая будет оценивать реальный ущерб ТС от ассоциации Украины с ЕС. Еще одно предложение — начать диалог о переходе к системе взаимного признания сертификатов.


Переговоры в Минске завершились трех-сторонней встречей Президентов Беларуси, России и Казахстана.

Сказано


Владимир Путин:


— Россия уважает и будет уважать суверенный выбор любого народа, любой страны в организации собственной политической жизни, в организации союзов — военных, экономических. Надеемся, это будет происходить не в ущерб другим участникам международного общения и не за наш счет.


Нурсултан Назарбаев:


— Сейчас нужно обеспечить прежде всего масштабную гуманитарную помощь пострадавшему населению Украины. Российская Федерация уже начала ее оказывать. В этом процессе должны принять участие международные организации, включая Таможенный союз, СНГ. В целом важно обеспечить беспристрастный международный контроль над доставкой гуманитарной помощи. Поэтому я призываю конфликтующие стороны объявить перемирие на время оказания помощи страдающим людям.


Петр Порошенко:


— Здесь решается судьба мира и Европы. Цель моего приезда в Минск — остановить кровопролитие и начать процесс поиска политического компромисса.


Кэтрин Эштон:


— Очень важно вовлечь руководителей стран региона в диалог, чтобы найти решение имеющихся вопросов. Наша позиция очень четкая: мы поддерживаем выбор народа Украины и тот путь, по которому они идут. Им важно иметь хорошие отношения и с ЕС, и с соседями.


sob@sb.by


Взгляд из пресс–центра


В то время как внимание мирового политикума было приковано вчера к лентам новостей из Минска, создающие их журналисты имели уникальную возможность воочию наблюдать закулисье создания информационного фона минского саммита. Около 200 человек пишущей и снимающей братии, примерно поровну распределенные между Дворцом Независимости и его пресс–центром, даже в собственном узкопрофессиональном кругу прочувствовали глубину противоречий, заставивших глав государств и высоких представителей Евросоюза съехаться в белорусскую столицу. Хотя бы потому, что практически каждая группа представителей СМИ видела в минском саммите исключительно то, что она хотела видеть.

Фото БЕЛТА.


Наша коллега из весьма авторитетного и уважаемого информагентства сразила общественность чрезвычайно важным сообщением: «В пресс–центре работают два зала для журналистов, при этом стационарными компьютерами оснащен только один из них». Почему были не замечены такие компьютеры в обоих залах, остается загадкой. Зато другим сообщением эта же журналистка весьма обрадовала коллег: «Для журналистов в фойе пресс–центра была организована кофе–пауза... Из напитков на столе присутствовали соки, морс, белое и красное вино и коньяк». Не поверите, но очереди в ходе кофе–паузы выстраивались как раз за кофе, а о наличии спиртного я с коллегой узнали именно из этого сообщения. И немало подивились как такту большинства коллег (к спиртному никто, по сути, не притронулся), так и избирательной наблюдательности корреспондента агентства.


Но это, конечно, мелочи и придирки. Были и куда более серьезные поводы недоумевать практически всем журналистам. Например, отсутствию на саммите в Минске официальных представителей США. Ведь понятно же, что Соединенные Штаты играли важную роль в событиях на Майдане, но почему–то теперь предпочитают наблюдать за процессом со стороны. И даже присутствие на минской встрече высоких представителей Евросоюза столь явную смысловую брешь заполнить не могло: за плечами верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон явственно угадывалась лишь фигура немецкого канцлера Ангелы Меркель, чьи дистанционные наставления, как представляется, и озвучивала на переговорах серьезная г-жа еврокомиссар. Спору нет, для развития отношений Беларуси со странами Запада это более чем приемлемый вариант, но для разрешения украинского кризиса — довольно сомнительный. Возможно, именно поэтому отсутствие в пресс–центре во время выступления г–жи Эштон синхронного перевода большинством журналистов было воспринято довольно равнодушно. Зато выступления Президентов таможенной «тройки» и Украины заслушивались с напряженным вниманием и неподдельным интересом. И уже одно это подтверждает: такая встреча была необходима.

Максим ОСИПОВ.


osipov@sb.by



Советская Белоруссия №161 (24542). Вторник, 26 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter