Не лишняя помощь

«Чернобыльцы» получат новые удостоверения

«Чернобыльцы» получат новые удостоверения


Замена «корочек» предусмотрена Законом «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий». Его в среду подписал Президент. Документом вводятся удостоверения единого образца для всех, кто имеет право на льготы из–за последствий радиационных аварий, ядерных испытаний и экспериментов.


Начальник социального отдела департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Владимир Кудин сообщил, что новым законом систематизированы все «атомные» льготы. Законодательство время от времени нуждается в подобном упорядочении. Ведь первый закон о льготах для «чернобыльцев» появился еще в 1991 году. С тех пор принято более десятка различных актов, регулирующих систему соцподдержки ликвидаторов. Теперь единый документ исчерпывающе определяет, кто и на что имеет право. При этом специалист подчеркнул, что о новых льготах речи не идет.


Владимир Кудин обратил внимание на то, что впервые новый закон однозначно определил правовой статус граждан, которые пострадали от радиации во время научных и военных экспериментов советского времени. Таких людей в Беларуси сегодня около 2 тысяч. Это участники тоцких учений 1954 года, испытаний в Семипалатинске и на Новой Земле, ликвидаторы аварии в Челябинске–40 и пожаров в реакторах кораблей ВМФ, сборщики ядерных зарядов. Кстати, о последних. Оказывается, несколько лет советские атомные бомбы собирались вручную. Уровень технологий не позволял поначалу автоматизировать эту операцию.


Один из этих 2 тысяч белорусов — минчанин Игорь Николаевич Сенкевич. Себя он с усмешкой называет «атомным солдатом». Призвался на срочную службу в 1957–м. Участвовал в ликвидации последствий взрыва ядерных отходов в Челябинске–40. По мнению исследователей, выброс радиации тогда был в несколько раз больше чернобыльского. Но облако не выползло за пределы СССР, и катастрофу удалось замолчать. «Тогда мы не думали об опасности. Все понимали, какое важное дело делаем. Союзу был нужен ядерный щит, поэтому люди осознанно шли в самое пекло», — вспоминает Игорь Николаевич.


Многие из тех героев великого противостояния так и ушли из жизни, никому ничего не сказав. Все они выполнили данную державе клятву молчать четверть века. И стали ее заложниками. В 1990–е подтвердить статус пострадавшего от радиации во время засекреченных аварий и экспериментов было чрезвычайно трудно. Игорь Сенкевич получил право на льготы только в 1996 году. «Если бы в 90–е у меня была такая же «корочка», как у «чернобыльцев», многие вопросы решать было бы легче», — говорит он, вспоминая былое.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter