В каких отраслях надо создавать новые рабочие места и кто должен играть заглавную роль в этом процессе — государство или частный бизнес?

Не лишние люди

Коэффициент напряженности на рынке труда за год снизился в полтора раза: с 1,5 безработного на одну вакансию на 1 декабря 2015 года до 1,0 на 1 декабря 2016 года. Такие данные приводит Минтруда и соцзащиты. В абсолютных цифрах количество вакансий на полторы тысячи превышает численность официально зарегистрированных безработных (36 тысяч. — Прим. ред.). Тенденция очевидна: спрос на рабочую силу начал расти. Это в определенной степени позволило Правительству даже перевыполнить план по занятости. В нынешнем году уже создано 54 тысячи новых рабочих мест. В следующем Правительство рассчитывает выйти на цифру 70 тысяч. Насколько выполнимы эти планы? А самое главное, в каких отраслях надо создавать новые рабочие места и кто должен играть заглавную роль в этом процессе — государство или частный бизнес?


Фото: БЕЛТА

Нужна новая система ценностей


Владимир Поплыко, доцент кафедры экономической политики БГЭУ


По программе социально-экономического развития на ближайшие пять лет руководство страны планирует создать 250 тысяч новых рабочих мест. Очень важное и нужное решение для стимулирования национальной экономики. Этот шаг  позволит, с одной стороны, снять определенную напряженность и перекосы на рынке труда, а с другой — осуществить  реальные инвестиции. Предполагается, что эти меры окажут положительное воздействие на  расширение производства товаров  и оказание  услуг в стране и их экспорт.

Сейчас количество занятых в народном хозяйстве снижается. Этому способствуют объективные предпосылки  в виде как повышения производительности труда, так и  падения спроса  на рабочую силу. Складывается ситуация, когда количество уволенных людей превышает число принятых. Отрицательный баланс движения наемных рабочих сложился в отраслях реального сектора экономики —  промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Однако в сфере услуг сальдо в целом положительное. Такие виды экономической деятельности, как образование, здравоохранение, привлекают дополнительные кадры.

Перераспределение трудовых ресурсов из традиционных секторов экономики в сферу услуг — глобальная тенденция. Также сформирован устойчивый тренд снижения числа занятых в  организациях государственной формы собственности. За последние пять лет, например, количество работников, занятых на предприятиях  смешанной  формы собственности, увеличилось в 1,7 раза, а иностранной — в 2 раза. В целом их доля составила свыше 10% от общей численности занятых в экономике.

На фоне сокращения  белорусского рынка труда  наблюдается рост числа рабочих мест в городах и городских поселках. За 15 лет в 1,8 раза уменьшилось количество  занятых на  сельских территориях. Это крайне негативная тенденция, которая мешает  экономическому развитию страны.

Главная задача Правительства — необходимо сформировать такую систему общественных отношений и ценностей, которая позволит развиваться человеку и бизнесу вне понятия классического труда. Важно не только сохранение полной занятости, рабочих мест, конкретного производства и возможности заработать  деньги. Нужно также учитывать  современные реалии рынка труда, дистанционную занятость, которая  получает все большее и большее  распространение.

Государство как регулятор должно не просто адаптировать систему регулирования к стремительно меняющемуся рынку труда. Нужно по-другому подойти к защите прав, где-то снять барьеры и делать многое другое для стимулирования экономического развития. Необходимо  также понять, куда системно движется рынок труда, иначе любые попытки его регулирования не приведут к ожидаемым результатам.

Нашему бизнесу, занимающемуся  выпуском импортозамещающей продукции, необходимо создавать новые рабочие места. При этом  руководствоваться принципом прототипирования. Он заключается  не  в копировании, а в изучении образцов и создании отечественного аналога,  но на шаг вперед. Для этого нужно совместно государству, бизнесу и образовательным учреждениям готовить новых специалистов, формировать современные производства и проектные институты. Это  дополнительные рабочие места в учебных лабораториях и опытных производствах.

Система образования при этом  неизбежно должна меняться, обязана обучать  не только  конкретной профессии. Образование ценится не из-за прикладных знаний, а из-за того, что дает свободу развития, закладывает системное мышление. Необходимо смоделировать труд будущего, но с точки зрения востребованного набора профстандартов, являющихся основой для стандартов образовательных. Часть профессий может исчезнуть из-за автоматизации, хотя сейчас они считаются весьма перспективными.

При этом рабочие места в сфере обслуживания трансформируются.

Две стороны медали


Сергей Солодовников, доктор экономических наук

Осмысление процессов в сфере занятости в условиях перехода страны к постиндустриальному обществу заставляет по-новому посмотреть как на саму категорию занятости, так и на тенденции эволюции трудовых отношений. Сегодня уже недостаточно, как это было принято в западной экономической науке середины прошлого века, сводить проблемы занятости лишь к трудоустройству и эффективности рынка труда. Современные ученые под занятостью понимают не только состояние, при котором человек имеет рабочее место, приносящее доход, но и сложную систему социально-трудовых отношений, которая  затрагивает широкий спектр вопросов. В их числе вопросы качества рабочей силы и инвестиций в человеческий капитал, создания рабочих мест, условий найма и труда, дискриминации на рынке труда и многое другое. Поэтому заявления о том, что роль государства следует ограничить только созданием условий для формирования эффективного рынка занятости, в научном плане устаревшие и несостоятельные. А с точки зрения практики такой подход губителен для нашей экономики.

Целью модернизации экономики должно стать трудосбережение. Именно экономия общественного труда всегда выступала и будет выступать главным мерилом эффективности развития.

Для нашей страны наиболее дефицитным ресурсом является сегодня квалифицированный труд. Это не всегда очевидно, поскольку на ряде предприятий и в некоторых регионах существует избыточная занятость, которая носит преимущественно структурный характер: по квалификации и специальностям, по регионам, по отраслевым и половозрастным группам.

Причем нехватка трудовых ресурсов в действительности на порядок серьезнее, если принимать во внимание не просто количественное, а еще и качественное измерение. Страна уже теперь испытывает явный дефицит высококвалифицированных специалистов в области высоких технологий производства.

То есть специалистов, способных работать в реальном секторе экономики, в обрабатывающей индустрии, от которой зависит глубина переработки и производство добавленной стоимости на одного работника. Сегодня основная доля добавленной стоимости национальных промышленных комплексов сверхиндустриальных стран (например, в Германии) создается не в промышленном производстве, а в сфере промышленных услуг. Последние требуют работника иного типа, и прежде всего экономистов-инноваторов, предпринимателей-инноваторов, способных быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Нехватка высококвалифицированных управленцев в государственном и частном секторах — одна из важнейших причин медленной технологической модернизации. Кадровый дефицит испытывают и частный, и государственный сектора. Попытки решить сложную проблему оптимизации занятости только (или главным образом) за счет приватизации приведут лишь к ухудшению трудовых отношений и значительно затруднят модернизацию экономики.

Без необходимого количества высококвалифицированных работников невозможно массовое внедрение наукоемких технологий в производство. Иначе говоря, развитие нового постиндустриального работника и внедрение новейших технологий — это две стороны одной медали.

Понимая, что для внедрения новой технологии иногда достаточно года, а для подготовки высококвалифицированных работников, которые могут эффективно ее использовать, необходимо от 5 до 10 лет, следует пересмотреть некоторые подходы к системе высшего и среднего образования. Сегодня вузы и средние специальные учреждения должны готовить кадры не только (а может, и не столько) по заявкам предприятий, которые основываются на уже существующих технологиях, а исходя из перспективных планов технологической модернизации страны. Соответственно и требования к прогнозам развития научно-технического прогресса должны кардинально измениться. В основу надо заложить не принцип “от достигнутого”, а реальную стратегию технологической модернизации экономики. Такую функцию может выполнить только государство.

Регулирование рынка труда должно также содействовать повышению адаптации работников к структурным сдвигам, справедливой оплате труда и усилению трудовой мотивации. Важно обеспечить баланс государственной и частной инициативы в интересах развития инновационной составляющей экономики и преодолеть определенный формализм в действии механизма социального партнерства.
 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter