В Театре-студии киноактера — премьера комедии «Мiкiтаў лапаць» по пьесе Михася Чарота

Не лаптем щи хлебаем

Насколько жизнеспособно сегодня на театральных подмостках слово Крапивы, Купалы, Макаенка? Может ли оно конкурировать с Чеховым, Шекспиром, Вампиловым и быть востребованным? На очередной «тест» получен положительный результат: в Театре-студии киноактера режиссер Олег Киреев смешно и заразительно поставил комедию «Мiкiтаў лапаць» по пьесе Михася Чарота.



Олег Киреев, лауреат специальной премии Президента деятелям культуры и искусства за создание в 2012 году спектакля «Хто смяецца апошнім» по пьесе Кондрата Крапивы, завсегдатаям Театра киноактера хорошо известен. Спектакли он ставит по проверенной временем драматургии, такой как «Две стрелы» Александра Володина или «…Забыть Герострата!» Григория Горина. Впрочем, бывают и исключения, как, например, в случае с легкомысленной французской комедией «Ох, уж эта Анна» по пьесе французского комедиографа Марка Камолетти.

В захватывающий мир белорусской деревни в премьере «Мiкiтаў лапаць» легко и непринужденно зрителя вводит чарующий баритональный дискант заслуженного артиста Беларуси Александра Кашперова, звучащий за сценой. Тень признанного мастера дубляжа золотой пыльцой легла на премьерное агрополотно и сразу настроила всех на вдохновенную волну. Кашперов тут и рассказчик, и действующее лицо, вспоминающее свою юность.



Олег Киреев слаженно поработал с талантливым художником Лидией Малашенко. Придуманный ею мир, с одной стороны, достаточно лубочный и условный, с другой — не переходит в откровенный комикс и карикатуру. Здесь есть характерные для лубка простота техники, лаконизм изобразительных средств, грубоватый штрих, яркая раскраска. Художником достоверно воссоздан дух белорусской деревни. Рядом два дома, два забора, скамейки, после возникнет баня. Действие спектакля проходит в белом, почти стерильном пространстве, заступая на территорию итальянской комедии дель арте и заставляя вспомнить спектакли Джорджо Стрелера.

Актеры создают дистанцию со своими персонажами с помощью понятных масок: влюбленная пара, простак, коварная соседка… Острые скетчи, бенефисные выходы, пробеги под красивую музыку в руках Киреева собираются в единую конструкцию, сравнимую с элегантными итальянскими виньетками. В талантливом актерском ансамбле солируют Анжела Кораблева, Юлия Полубинская, Дмитрий Егоров, Дарья Карпеченкова, Чеслав Вилькин и другие мастера.

Само пространство мал-помалу начинает подыгрывать актерам. Здесь нет безлюдной пустоты. Ближе к финалу зрителя накрывает волна восторга, а вопрос «Чей лапоть?» в устах одного из героев звучит почти так же сакраментально, как «Чей туфля?» в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

Киреев предложил достойный вариант воплощения белорусской классики в ХХІ веке, в котором есть самоирония и легкость. Жители деревни порой напоминают инопланетян из советской киноклассики а-ля «Эта веселая планета», а прически в стиле робота Вертера из телефильма «Гостья из будущего» свидетельствуют о том, насколько прочны узы телеформата из нашего общего советского детства. Парубки и красны девицы лихо скачут и виртуозно обращаются с деревенским инвентарем, хотя на героев время от времени и нападают неправильные пчелы с ближней пасеки. В общем, мир деревни воссоздан с разумной фантазией, не переходящей в китч.

Доступный и демократичный спектакль удивляет живостью красок и свежестью чувств. Заканчивается все весельем, коллективным танцем и общим смехом над стереотипами человеческого мышления. Что ж, рискнув оживить белорусскую классику, в Театре-студии киноактера сорвали джекпот.

pepel@sb.by

Фото Виктора Зайковского
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter