Не «корочками» едиными…

Как поднять престиж физики в глазах белорусских абитуриентов?

Популяризировать физику может лишь увлеченный своим предметом преподаватель

Который год мы констатируем, что, сдавая экзамены ЦТ по математике и физике, абитуриенты демонстрируют не лучшие знания. В 2010-м, в частности, физику на 20 и ниже баллов сдали более 37 тысяч человек, или 72,96 % от числа участников, в 2011-м от 12 до 26 баллов по этому предмету набрали 53 % ребят, в 2012-м меньше 15 баллов получили около 50 % экзаменуемых. Было много споров, в том числе относительно качества тестов. Но так ли глубоки знания абитуриентов на самом деле? Насколько популярна эта наука сегодня? И что нужно делать для того, чтобы поднять ее престиж? Об этом журналист «Р» беседовала с деканом физического факультета БГУ, заслуженным деятелем науки Республики Беларусь, профессором Виктором АНИЩИКОМ (на снимке).

— Тестирование — хорошая форма проверки, но не оценивания знаний. Например, МГУ всегда выступал против такой практики и за введение дополнительного экзамена по физике. Но если пойти этим путем, многие абитуриенты к нам не пойдут. Даже без дополнительного экзамена в прошлом году на физическом факультете был недобор.

Однако это проблема не только нашего университета, где подобное, кстати, произошло впервые, это проблема и других отечественных и зарубежных вузов. Во всем мире сейчас наблюдается кризис естественных наук, кроме биологии и IT-направления. Сегодня, в том числе и в Беларуси, все хотят быть международниками, психологами, юристами. Но нужно ли нам такое количество этих специалистов? У нас страна производственная, перерабатывающая. Нам нужны разработчики новых технологий, материалов, проектировщики, а это выпускники естественно-научных специальностей. Думаю, мы скоро осознаем, что ключевой фигурой (особенно на стадии модернизации производств) должен стать не менеджер или юрист, а все-таки инженер. Кроме того, не стоит забывать, что физика — одна из интеллектообразующих наук, поскольку изучает законы природы.

— И все же почему абитуриенты зачастую обходят вниманием физику? Только ли дело в модных веяниях?

— Если ты поступил на естественно-научный факультет, нужно учиться. Здесь недостаточно, как на общественных науках, хорошей памяти и интереса. Здесь лишь словосочетание «квантовая механика» способно ввести в ступор слабонервного абитуриента. Да, поступив сюда, нужно учиться. Та же японская система образования зиждется на тезисе «Учеба — это тяжелый труд, только так можно чего-то добиться». Мы почему-то об этом забыли, и многие с подачи родителей учатся ради «корочек», а не ради знаний. Хотя сегодня интеллект — самое большое богатство нашей страны.

Кроме того, сейчас много говорят о том, что мы живем в постиндустриальном обществе, где не нужно ничего созидать, нужно просто жить. И эта информация, которой пестрят зарубежные да и некоторые отечественные СМИ, тоже отбивает у молодых людей охоту выбирать физику и некоторые другие естественные науки. Хотя, согласитесь, если все мы завтра начнем отдыхать, жизнь сама собой не организуется, как не создадутся сами собой новые производства. Не будет новых разработок — значит, промышленность Беларуси остановится.

На мой взгляд, отрасли, испытывающие нехватку специалистов, нуждаются в особом внимании. Через 10 лет будет поздно. Сегодня Министерство образования говорит о том, что нужно стимулировать педагогические направления. И это прекрасно! Потому что цепочка плохой учитель — плохой ученик ведет в никуда. Так почему бы не обратить взор и в сторону естественных наук? Не дать преференции абитуриенту при заселении в общежитие, например?

— Виктор Михайлович, в последние годы многие спорят об уровне подготовки нынешнего выпускника по физике. Кто-то говорит, что знания достаточно глубоки, кто-то, напротив, считает школьную подготовку слабой. Какие абитуриенты приходят на физфак БГУ?

— К сожалению, приходится констатировать, что идет много абитуриентов не с лучшим уровнем школьных знаний. И, в частности, мы отмечаем пробелы по математике. Около месяца вынуждены подтягивать первокурсников до того уровня, который необходим для восприятия программы вуза. Проводим курсы, дополнительные занятия, где наши преподаватели дают те знания, которые ребята должны были получить в школе.

Но есть и другая проблема, которая нас беспокоит: каким будет этот специалист на выходе из вуза? Сейчас повсеместно сокращают сроки обучения. Но разве можно это делать, когда речь идет о разработчиках? Ведь мы не сокращаем сроки обучения врачей, нет речи о сокращении программ для будущих атомщиков. Где логика, если специалистов по машинам и аппаратам пищевых производств мы собираемся готовить 4,5 года, а специалиста с фундаментальной физико-математической подготовкой 4? И вообще, подготовить хорошего специалиста для современной наукоемкой отрасли промышленности за 4 года вряд ли возможно.

— От преподавателя зависит если не все, то многое. Именно он закладывает интерес и любовь школьника, студента к тому или иному предмету. Многие выпускники вашего факультета связывают свою судьбу с преподаванием, остаются в вузе?

— Конечно, как и в науке, в вузах наблюдается тенденция старения кадров. Но мы в БГУ стараемся наш коллектив омолаживать. Да, это сложный труд, но находятся те, кто влюблен в свой предмет. В последнее время каждый год на факультет мы берем 7—9 молодых преподавателей и научных сотрудников. И это учитывая то, что у нас на факультете всего 122 преподавателя! Конечно, впоследствии остаются не все, но остаются.

Действительно, многое зависит от преподавателя. Например, несколько лет подряд к нам на факультет поступали хорошие ребята из Пинска. Почему? Преподавать туда уехал наш выпускник, который сумел увлечь, показать ребятам, что такое физика. В этом году — поток ребят из Слуцка. Дело в том, что наши студенты и преподаватели выезжали в этот город и в одной из школ показывали всем желающим физические опыты. Такой диалог эффективен, он запоминается. В Англии подобный «выход в народ» используют давно, но с несколько большим размахом. Там оборудуют трейлеры, которые ездят по небольшим городам и демонстрируют физические «фокусы». Это очень хорошо, потому что дети по своей натуре любопытны. Мы тоже решили взять это на вооружение и в нынешнем году планируем направить в регионы около 15 бригад для популяризации физики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter