“Не хотите платить — ездите на такси!”

Корреспондент “НГ” принял участие в операции “Заяц” Человек зашел в магазин и взял на прилавке шоколадку. Что он делает дальше? Подходит к кассе и платит. Потом он отправился в парикмахерскую, постригся и опять расстался с какой-то суммой денег. Затем сел в электричку и... не заплатил. Почему? Ведь разницы между магазином, парикмахерской и электричкой, по сути, и нет. Формула “услуга — деньги” одинаково действует везде. Словосочетание “общественный транспорт” отнюдь не равнозначно словосочетанию “бесплатный проезд”. На тех, кто пребывает в подобном заблуждении, и направлена операция “Заяц”.

Сам себе журналист
Операция стартовала на станции Минск-Пассажирский. В каждый вагон электрички “Минск—Осиповичи” вошли по два контролера-ревизора. Шансов ускользнуть у зайцев практически не было. Первый нарушитель не заставил долго ждать.
— Билет купить не могу, у меня денег нет, — сетовал на жизнь молодой мужчина, которому было явно нехорошо после ночных возлияний. — Я кран вчера вечером отогнал из Колядичей в Минск, теперь вот еду обратно.
На предложение ревизора “дать интервью журналисту” реакция была весьма воинственная: “Я сам себе журналист! Что надо?” Агрессию нарушителя умерили сотрудники правоохранительных органов, сопровождавшие операцию. К сожалению для контролера, они не всегда бывают рядом. Вот реальная история. Женщина-ревизор преградила дорогу безбилетнику. Тот заломил ей руку и несколько раз ударил головой о стекло. По этому факту возбуждено уголовное дело.
Милиционеры в опасности
“Сотрудники милиции, пройдите в восьмой вагон”. Подобные слова машиниста повторяются каждые две-три минуты. Правда, присутствие милиционера еще не гарантия порядка. Однажды Александр Мороз, старший ревизор по контролю поездов контрольно-ревизионного отдела Минского отделения БЖД, пытаясь проверить билет у пассажира, вызвал этим бурное его негодование и... поток матерщины. Рядом стоял парень в милицейской форме. На просьбу вмешаться старшина отреагировал оригинально:
— А что он такого делает? Я не слышал, чтобы он вас оскорблял...
Когда ревизор поинтересовался, какое отделение милиции “благодарить за такого доблестного сотрудника”, тот развернулся и ушел.
Впрочем, милиционерам в электричках тоже приходится непросто. “Нас и самих бьют”, — обмолвился один из них. Можно вспомнить недавние события, когда в электричке “Минск—Пуховичи” вспыхнула драка с участием 40 человек. Стражам порядка тогда здорово досталось. Кстати, многие свидетели инцидента недоумевали, почему милиционеры не применили оружие. “А что, если бы мы в невиновного попали?” — отвечает вопросом на вопрос Александр Сапега, который не сопровождал злосчастную электричку лишь потому, что находился в отпуске.
До этой драки милиция сопровождала около четверти электричек. Сейчас, наверное, немного больше. Когда рядом нет милиционера, на выручку ревизору — а в основном это женщины — часто приходят сами пассажиры, которые помогают усмирить буяна. А бывает и наоборот. “Чего вы к нему прицепились? Что, железная дорога обеднеет?” — такие фразы в защиту безбилетника тоже звучат нередко.
Сомнительная экономия
В Колядичах мы вышли, чтобы дождаться встречной электрички из Осиповичей. Много иногородних каждый день добираются ею на работу в Минск. Но билет или проездной не покупают. Довелось наблюдать интересную сцену. Пропуская пассажирский поезд, электричка стоит в Колядичах около десяти минут. Увидев на перроне контролеров, несколько десятков пассажиров вышли из вагонов, купили билеты и вернулись на свои места...
Люди стараются всячески сэкономить. Вот женщина взяла билет до первой зоны, а сама едет до нулевой. Выгода — 360 рублей. Штраф за такую махинацию — 0,2 базовой величины, то есть 6200 рублей. Нарушительница говорит, что у нее только две тысячи. На вопрос, почему не купила билет до нужной зоны, если есть деньги, толком ответить не может.
 Штраф оплачивает в лучшем случае каждый пятый нарушитель. Остальные? Кто-то предпочитает просто выйти из электрички. На кого-то, если нет денег и желания выходить, составляют протокол-постановление об административном правонарушении. Один мужик всегда беспрекословно давал паспорт для составления протокола. Но, как выяснилось, по месту прописки, куда переправлялся протокол, он не жил, а значит, никакого штрафа никогда и не платил.
К тому же “зайцы” чуть ли не каждый день ревизоров “увольняют с работы”. На словах. Прикрыться именем высокопоставленного чиновника, который непременно вступится за несчастного безбилетника — распространенный “заячий” прием. Как-то нарушитель оказался “сыном” одного из руководителей Белорусской железной дороги, но все равно был вынужден заплатить штраф. Когда “отец” узнал об этом, контролеры получили поощрение за проявленную принципиальность.
“Почему-то в такси за проезд все платят, — рассуждает контролер-ревизор Валерий Махарович. — А в электричке, считают, можно ездить бесплатно. Не хотите платить — ездите на такси!”
Вопрос совести и воспитания
В разговор, который мы вели с ревизорами об их непростой работе, вступил мужчина лет пятидесяти. Подчеркнув, что у него пять дипломов о высшем образовании, он философски заметил: “Кто-то едет без билета, потому что ему позволяет совесть, его так воспитали, а мне она не позволяет это делать. Кто-то может курить на лестничной площадке, а я не могу, так как старушка, поднимаясь по лестнице, будет задыхаться от моего дыма. Кто-то может разрисовать лифт, прожечь в нем кнопки и плюнуть на потолок подъезда, а я не могу: мне не позволяют совесть и воспитание.”
Что тут еще добавить?

Пассажиру на заметку

Контролер имеет право “попросить” пассажира из электрички, если у него нет при себе билета или паспорта.
Согласно Правилам перевозки пассажиров и багажа, не допускается высадка безбилетных пассажиров на остановках, расположенных вдали от населенных пунктов.
За безбилетный проезд полагается штраф в размере 0,2 базовой величины (6 200 рублей). Также нарушитель должен оплатить стоимость проезда.
Если пассажир не приобрел билет, потому что на остановочном пункте, где совершалась посадка, нет кассы либо она была закрыта, кондуктор должен его обилетить без взимания штрафа.

Кто только “зайцем” не ездил

УЛЯЛЮМ, певица:
— Как человек порядочный, всегда старалась оплачивать проезд. Ну разве что одну остановочку могла “зайцем” проехать — талончика было жалко. Однажды на этом и попалась. Приехала на конечную, а там — контролеры. Водитель открыл переднюю дверь, чтобы они вошли, но я успела выскочить у контролеров перед носом и убежать. Бегаю я хорошо!
Ольга ПОПРОЦКАЯ, кондуктор в автобусе:
— Сейчас мне оплачивать проезд не надо (улыбается). Работа такая. Однако раньше тоже старалась быть честным пассажиром. Только однажды меня оштрафовали, по-моему, это было в Борисове — когда не успела талончик пробить. Штрафую ли сама? Не имею права. Обилечиваю.
Валерий ШАРИЙ, олимпийский чемпион по тяжелой атлетике:
— Когда ломается машина, и сегодня пользуюсь общественным транспортом — метро, троллейбусом. Всегда езжу с талончиком, а вот в молодости нередко попадался контролерам. То денег не было, то надеялся, что “пронесет”. Стыдно было, как-то неудобно перед другими пассажирами. Никогда с контролерами не спорил — раз попался, чего спорить?
Виктор ПОЗДНЯКОВ, менеджер группы “Без билета”:
— Название нашей группы скорее отражает состояние души, нежели гражданскую недисциплинированность. Хотя пару лет назад мы проводили для безбилетников акцию. Пришедшие на концерт с квитанцией об уплате штрафа могли обменять ее на диск группы. Я тоже ездил “зайцем” во времена студенчества — денег не хватало. Даже чувствовал на это моральное право. Сегодня, как правило, пользуюсь маршрутками. Там без билета не поездишь. Да и несолидно как-то — возраст уже не тот.
Евгений ДЮНДИН, студент:
— За проезд не плачу принципиально. Посмотрите на минские троллейбусы — трещат, дымят, током бьют. Разве за это стоит платить?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter