Оправданы ли студенческие "протесты"?

Не хочешь платить за пересдачу, не проваливайся. Ты же в БГУ!

Есть ли логика в студенческих "протестах"?
ЧЕРЕЗ пару недель у студентов зимняя сессия, и как-то совершенно не вовремя разгорелся конфликт в стенах главного вуза страны. Часть студентов БГУ выступила против решения администрации родной альма-матер сделать пересдачи и зачеты платными. Решение ректората вступит в силу с начала января 2016 года. Грозятся «саботеры», если не будет услышана их просьба, подать заявление в прокуратуру: мол, нарушается закон, «поборы платить не намерены».

Признаюсь, за развитием событий вокруг платных пересдач в этом вузе следила с самой завязки истории. Являясь выпускницей БГУ, не пропускаю новостей об альма-матер, горжусь, к примеру, что вуз вошел в топ-500 престижных университетов планеты. Радуюсь успехам молодых ученых и студентов, которые то и дело привозят с разных международных олимпиад и конкурсов награды.

Но лично мне поведение вузовских «протестантов» непонятно. Вместо того чтобы погрузиться в изучение дисциплин, рассчитаться с учебными долгами и спокойно быть допущенными к сессии, решили помитинговать. Сегодня не желают платить за пересдачу. А завтра — сдавать зачеты и экзамены? Почему бы нет. Зачем напрягаться? Лекции послушали, на семинарах отсидели — корочку подавай... 

Если не копаться в моральной стороне дела (нравоучений никто не любит), посмотрим на экономическую. Пересдать зачет профессору (это самая дорогая категория преподавателей из прейскуранта) будет стоить 53 тысячи рублей, за руководство выполнением и защитой курсовой — максимум 945 тысяч, пересдача госэкзамена — 350 тысяч. Немало для студента, у которого каждая копейка на счету. Но и в БГУ ведь самые высокие среди вузов стипендии. Это первое. А второе: во взимании платы есть прагматичный смысл, потому как преподаватель теряет свое время, чтобы встретиться с отстающим студентом. Норму своей ставки профессор уже отработал, какой интерес для вуза и преподавателя в безвозмездной встрече с нерадивым студентом? Полагаю, второе и последующие «свидания» с грызущими гранит науки должны иметь под собой реальную материальную мотивацию. Ведь как признаются руководители других вузов, где уже давно введена оплата за академические задолженности, львиная доля денег от платных пересдач действительно идет на зарплату преподавателям. С моей точки зрения, абсолютно справедливо. Да и это мировая практика. И в Гарварде так, и в Токийском университете. Почему же БГУ должен стоять на обочине мирового образовательного процесса?

Есть здесь и другая, оборотная, сторона, о которой много рассуждает конфликтующая сторона, о чем немало говорится в сетях. Как быть уверенным в объективности преподавателя? Не найдутся ли в профессорском активе те, кто поставит своей целью «завалить» на экзамене максимальное число студентов с целью поступления большего количества средств в университетскую казну? Еще один момент — переформатирование объема и перечня учебных дисциплин. Лишние предметы даже с учетом недавнего пересмотра университетских программ все же есть. Не будем скрывать. К примеру, мне лично до сих пор неясно, зачем в свое время мы, журналисты, целый семестр изучали высшую математику.

Проработкой всех этих проблемных вопросов должна заняться администрация вузов. К примеру, если нужно, контролировать процесс пересдачи экзаменов. Объяснять, куда идут полученные от этого средства. В любом случае, компромисс можно найти всегда. Главное, студент должен понимать: именно он сам, а не вуз в ответе за его конкретные успехи в учебе. Если, конечно, заинтересован не в получении корочки, а качественного образования. 

uskova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter