Чем покоряют покупателей отечественные кооператоры

Не хлебом единым, франшизой тоже

Захочу — пойду за покупками в крупный торговый центр, захочу — в магазин шаговой доступности. Не нравится ассортимент — загляну к частнику. У современного покупателя, в том числе на селе, выбор зачастую не ограничивается одной торговой точкой. Те горазды придумать «тысячу и одно нестандартное решение», чтобы привлечь потребителя: заманивают акциями, скидками, бонусами. Да и он не простак: выбирает товар не по вывеске, а по качеству и уровню потребительского комфорта. Критики в поиске того самого торгового объекта не раз обрушивались на потребительскую кооперацию: дескать, не выдерживает она никакой конкуренции. Вовсе нет, возразят им: она заметно преобразилась и сохранила свое влияние. Почему же в одних районах райпо востребовано, в других вынуждено покидать рынок?

Молодежное кафе в Ляховичах.

Центральная улица в Ляховичах сплошь в магазинчиках, киосках, кафешках и других точках притяжения покупателей. Как выяснила, сельчане тоже не обделены вниманием: торговые объекты и общепит работают и там. Местные жители не скрывают: продмаги райпо не хуже, а в чем-то даже лучше крупных сетевиков.

— Фрукты, бытовую химию, товары для дома беру в райцентре в супермаркете, а продукты первой необходимости — только в местном райпо, потому что они качественнее, — говорит жительница агрогородка Русиновичи Татьяна.

Пройдясь по рекомендованному ею маршруту, убеждаюсь, что ассортимент продмага впечатляет: в холодильниках мясного отдела насчитала с десяток сортов колбасы, есть полуфабрикаты собственного производства, рыба, крупы, кондитерские изделия. У каждого прилавка покупатели. А молодежь, в том числе сельская, часто бывает в кофейне и пиццерии.

Эти объекты — детище кооперации. Она, несмотря на открывающиеся супермаркеты, нишу главного торгового оператора на селе уступать не собирается. Более того, создает условия для присутствия других. Подоплеку этой позиции разъясняет председатель правления Ляховичского райпо Василий Некрашевич:

— Магазины перепрофилируем, чтобы получать отдачу. Например, в прошлом году купили франшизу крупнейшего в стране строительного гипермаркета. Торговлю развернули в собственном магазине. Доходы наши, франчайзеру платим только за реализованный товар. И им хорошо — присутствуют в регионе, и нам — точка дает товарооборот.

Локомотивом торговли называют промышленность: работает хлебозавод, почти полностью обеспечивающий потребности района. Выручку дает продукция цеха полуфабрикатов, а также заготовительная отрасль. Свое производство позволяет играть с ценой, в том числе на охлажденную свинину и говядину, огурцы и помидоры.

Интересуюсь у местной жительницы Елены Михайловны ее предпочтениями:

— Люди поняли: за импортом — в супермаркет, нужен товар отечественного производства — в магазин кооперации. Местные хлеб и молочку только там продают, потому в магазинах всегда людно.

В райпо подтверждают: приход сетевиков в район встряхнул торговлю, но крахом для кооперации не стал. Она по-прежнему несет социальные функции — обслуживает сельские населенные пункты: шесть автомагазинов исправно привозят продукты и другие заказы тысячам жителей отдаленных деревень. А частники? Ездят и они, но не по графику и исключительно в зарплатный день.

ИНОЙ читатель возразит: выбрали передовое райпо. На Брестчине, мол, практически каждое может претендовать на роль показательного. Во-первых, это не передовик, а крепкий середнячок. Во-вторых, примеры, когда потребкооперация способна достойно конкурировать, есть в каждой области. В том числе в Чаусском и Кировском районах. Приход сюда крупнейшей торговой сети поначалу существенно ослабил позиции местной кооперации. Но сохранить дееспособную организацию сумели благодаря развитию торговли, промышленности, заготовительной отрасли. Львиную долю дохода приносит реализация хлебобулочных изделий.

Размах работы Чаусского райпо впечатляет: в среднем за месяц производят около 280 тонн хлебобулочных и кондитерских изделий. Из райцентра в Могилев ежедневно уходят четыре машины. До 100 тонн в месяц из общего пирога — частным структурам. Хлеб продают соседям: Дрибинскому, Краснопольскому, Мстиславскому, Могилевскому райпо.

По такому же принципу работает и Кировское райпо: местный хлебозавод обеспечивает не только свой район — 30 процентов продукции отгружают в магазины Бобруйска и Бобруйского района.

А как в Кировске умеют солить селедку и кильку! За этим товаром, а еще соленьями и моченьями, дешевыми овощами, тортами и пирожными покупатели приезжают за десятки километров. Совпадение, но в Чаусах тоже рыбная лавка «золотая»: около 120—150 процентов товарооборота. Председатель правления Чаусского райпо Николай Глушкевич уточняет:

— У нашей продукции хорошая репутация. Товар качественный, без добавок, ассортимент стабильный. Торговля прибыльная и за счет того, что самостоятельно ищем поставщиков.

Прибыль, добавляет председатель правления Кировского райпо Светлана Сорока, приносят солидные объемы заготовки. Пусть и скромный, но нужный вклад у собственного цеха по пошиву постельного белья, полотенец и рабочей одежды. Последнюю, к слову, шьют на всю область. Копеечка к копеечке — рубль набегает.

В РАЙОНАХ, где потребко­операция выдержала пришествие крупных торговых сетей, не скрывают: конкуренция и сейчас непростая. Торговлю периодически покачивает. Но это не мешает потребобществам вносить значительный вклад в местный бюджет. Причем за последние годы в тех же Ляховичском и Чаусском районах не закрылся ни один торговый объект. Да, перепрофилировали, но замок на дверь не повесили. Наоборот, открывали новые магазины, организовывали дополнительные маршруты автолавок. Сумели удержать зарплату продавцов на достойном уровне. Есть примеры, когда она превышает 1000 рублей. Конечно, приходится трудиться по особому графику, но оно того стоит.

Почему же при одинаковых условиях результаты разные? Есть примеры, когда райпо признают банкротом и ликвидируют, отстающее присоединяют к более крепкому. Собеседники уверяют: «Удержаться помогают многопрофильность, хорошо развитая промышленность, профессиональные кадры». А еще особое отношение к работе.
Валерий ИВАНОВ, председатель Правления Белкоопсоюза:


— Торговая система Белкоопсоюза включает 7,5 тысячи торговых объектов и свыше 620 автомагазинов, которые обслуживают более 23 тысяч населенных пунктов. В 2019 году совокупный объем деятельности превысил 3 миллиарда рублей.

Несмотря на то что кооперация переживает не самые лучшие времена, в условиях конкуренции и развития частных инициатив нам удается сохранить устойчивость системы. В том числе благодаря реформированию организационной структуры. Кардинальные изменения, например, прошли на Гомельщине, Витебщине и Минщине: там созданы областные потребительские общества.

Для нас важно укреплять позиции в регионах. Благодаря внедрению современных подходов к организации торговли качество сервиса, доступность ценовых и ассортиментных предложений в магазинах в сельской местности не ниже, чем в городе. Под единым брендом работает большинство объектов потребительской кооперации, одновременно набирает обороты модель мультиформатного развития. В минувшем году открыто свыше сотни узкоспециализированных объектов «PROзапас», «Сладкий терем», «Садовый центр» и других, которые привлекают широким ассортиментом товаров по выгодной цене.
veselukha@sb.by

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter