Не катается сыр в масле...

ПОЖАЛУЙ, это один из немногих продуктов, виды которого представлены во всех ценовых сегментах: премиум, средний, бюджетный классы. Именно поэтому сыр может быть как компонентом повседневного обеденного стола, так и королем праздничного. Однако в последний месяц, покупая даже самый обычный, то есть бюджетный вариант сыра, приходится задуматься: а могу ли я себе это позволить? Если в последние дни августа белорусский «Голландский» или «Пошехонский» 45—50-процентной жирности можно было приобрести за 21—25 тысяч рублей, то сейчас за них приходится отдать все 30—40 в зависимости от производителя. Согласитесь, ощутимый скачок.

Корреспондент «БН» «препарирует» стоимость популярного продукта

ПОЖАЛУЙ, это один из немногих продуктов, виды которого представлены во всех ценовых сегментах: премиум, средний, бюджетный классы. Именно поэтому сыр может быть как компонентом повседневного обеденного стола, так и королем праздничного. Однако в последний месяц, покупая даже самый обычный, то есть бюджетный вариант сыра, приходится задуматься: а могу ли я себе это позволить? Если в последние дни августа белорусский «Голландский» или «Пошехонский» 45—50-процентной жирности можно было приобрести за 21—25 тысяч рублей, то сейчас за них приходится отдать все 30—40 в зависимости от производителя. Согласитесь, ощутимый скачок.

К торговле претензии предъявить сложно, так как сыр наряду с чаем, кофе, живой и свежемороженой рыбой, некоторыми крупами, субпродуктами из говядины и свинины первой и второй категорий, из мяса кур и цыплят, вареными колбасами, сосисками и некоторыми другими продуктами находится в категории социально значимых товаров. Напомним, цены на них постановлением № 79 Совмина регулировались с 1 июня 2011 года в течение 90 дней. В сентябре, когда срок действия документа закончился, Министерство экономики Беларуси постановлением № 144 ввело «предельные максимальные торговые надбавки на данные продукты за исключением чая и кофе». И торговля по-прежнему «накручивает» на сыре не более 30 законных процентов.

Но 30 процентов, скажем, от 15000 рублей и от 25000 — разные цифры. Так что причина повышения цен на продукт кроется у производителей.

Как признались «БН» на ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», цены на их продукцию только за последний месяц выросли в среднем на 20 процентов. Причем максимально подорожали именно бюджетные сыры, тогда как на премиумкласс накинули всего 5—10 процентов, так как он занимает незначительную часть в объеме производства. Чем же вызван 20-процентный рост цен на некогда дешевый сыр?

— В этом месяце значительно подорожало сырье: с 1 сентября закупочные цены на молоко класса «экстра» выросли на 37 процентов, с пятого числа того же месяца — на 55 процентов, а на днях накинули еще 15 процентов. Если в конце августа мы закупали молоко по 1270 рублей за килограмм, то сейчас оно для нас стоит уже 2162 рубля, а это почти двукратное подорожание. Сырье занимает 65 процентов в  себестоимости готовой продукции, отсюда и цены такие, — рассказывает главный экономист ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» Татьяна Динькевич. — Для производства сыра нужно не только молоко, но и закваски, ферменты, которые мы закупаем за границей, так как в Беларуси их не производят, а это валютные затраты. Плюс расходы на энергоносители и топливо, цены на которые тоже не стоят на месте.

Словом, на этом фоне 20-процентное подорожание слуцкого сыра выглядит вполне оправданным. Напротив, напрашивается логический, хотя и не в пользу потребителя, вопрос: почему сыр подорожал только на 20 процентов, если цены на сырье выросли на все 60 процентов?

На предприятии понимают, что более значительное подорожание вызовет шок у потребителя, и продукцию попросту перестанут покупать. Поэтому временно работают в убыток.

— Сырная отрасль никогда не была убыточной. Пусть рентабельность всего 3—5 процентов, но это все равно прибыль. Сейчас же мы работаем с отрицательной рентабельностью, которая доходит до минус 13 процентов, — говорит Татьяна Динькевич. — Впрочем, это еще нормально по сравнению с другими молочными социально значимыми товарами — молоком, сметаной, кефиром, где рентабельность порой минус 30 процентов. Выживаем только за счет экспортно ориентированной продукции.

Долго работать без прибыли невозможно, поэтому рано или поздно любое предприятие будет стремиться к плюсу. Выходит, дальнейший рост розничных цен неизбежен?

— Если в октябре мы купим молоко по сегодняшним ценам, то наш сыр подорожает не более чем на 0,5 процента. Да и на этот шаг мы пойдем только ради стабилизации экономической ситуации на предприятии, — отмечает главный экономист Слуцкого сыродельного комбината.

Почему дорожает молоко — вопрос риторический. Производители сельхозпродукции за свой труд должны получать достойные деньги, а не сдавать продукты за бесценок. Производителям же сыров, которые используют до 30 процентов всего переработанного в стране молока, нужно искать пути удешевления готовой продукции. Когда невозможно снизить затраты, как известно, наращивают объемы производства. Белорусские переработчики идут в этом направлении. Сегодня в стране работает 30 предприятий, специализирующихся на выпуске сыра. В 2010 году они произвели 143,6 тысячи тонн жирных сыров, в том числе твердых и полутвердых — 132,6 тысячи тонн, а это 109 и 108,6 процента к уровню 2009 года. Для сравнения: в 1990 году в республике произвели всего 65 тысяч тонн сыра, в 2006-м — 106 тысяч тонн, а за 8 месяцев 2011-го уже 97,7 тысячи тонн. Для увеличения объемов и улучшения качества предприятия постоянно модернизируются. Сейчас идет реконструкция сыродельных заводов в Осиповичах, Мстиславле, Рогачеве. Подготовительные работы ведутся на Поставском и Глубокском заводах. Так что с уверенностью можно говорить, что и прошлогодние 143,6 тысячи тонн — это далеко не предел сыродельной отрасли Беларуси. Зачем нам столько сыра?

Как показывает мировой опыт, это совсем немного: при рекомендуемой норме потребления продукта 6,5 кг в год, среднестатистический белорус съедает около 3 кг. В большинстве же развитых стран данный показатель равен 10—15 кг, а в Италии и Франции превышает 20 кг. Приведенные цифры говорят о резерве в потреблении сыра в Беларуси, и производители могут наращивать объемы, не опасаясь, что их продукция не будет востребована. К тому же в соседних России и Украине белорусские сыры пользуются спросом.

Увеличение объемов производства сыродельных заводов на пользу и потребителям. В принципе, богатство выбора и здоровая конкуренция должны вести к снижению цен.

Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter