Не к судье, а к примирителю

Когда-то санацию путали с сантехникой, скоро ли медиацию перестанут отождествлять с медитацией

Когда-то санацию путали с сантехникой, скоро ли медиацию перестанут отождествлять с медитацией

Председатель Высшего Хозяйственного суда Беларуси Виктор Каменков назвал посредничество весьма перспективным способом разрешения споров. Это заявление он сделал на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы использования примирительных структур как формы разрешения споров в национальном и международном праве», которая прошла на факультете права Белорусского государственного экономического университета. Среди организаторов конференции БГЭУ, Высший Хозяйственный суд Беларуси, Национальный центр законодательных правовых исследований и Экономический суд СНГ.

Как отметил на конференции проректор БГЭУ Геннадий Королев, когда существовало регулирование, то было гораздо проще. Однако экономика в рыночных условиях не может жить без закона. А закон должен учитывать все нюансы. И, прежде всего, в решении конфликтных ситуаций. Одним из признаков рыночной экономики стало разрешение споров в суде. Так, за прошлый год в хозяйственных судах Беларуси зарегистрировано около 113 тысяч обращений, что на 40 тысяч больше, чем за предыдущий. А в первом квартале нынешнего уже 30 тысяч. Виктор Каменков назвал эту тенденцию опасной. Ибо нагрузка на суды уже превышает все допустимые нормы. Фактически каждому судье приходится рассматривать более 100 дел в месяц – очень много. Поэтому нужно искать иные способы разрешения споров.

— Есть немало таких способов, — отметил председатель Экономического суда СНГ Файзулло Абдуллоев. – Это переговоры, посредничество, медиация, третейский суд, арбитраж… Подобные методы более гибкие и дешевые.

— В Беларуси в законодательство внесены поправки, направленные на развитие новых форм разрешение споров, — отметил Виктор Каменков. – В 2004 году Хозяйственный процессуальный кодекс был дополнен новой главой «Урегулирование споров в порядке посредничества». Глава содержит нормы, предоставляющие возможность сторонам урегулировать спор без проведения судебного заседания, путем переговоров с участием судебного посредника. Судебное посредничество стало активно применяться в 2008 году.

Мы успели начать осваивать его до начала мирового экономического кризиса. Во многих странах именно он подтолкнул искать новые методы, у нас же выступил катализатором их развития.

В частности, из-за дефицита денежных средств у субъектов хозяйствования возникли сложности с исполнением вынесенных судебных постановлений. И альтернативные способы разрешения споров доказали свою эффективность. Экономятся деньги на процедуру урегулирования спора. Также стороны могут с учетом всех интересов и возможностей договориться о добровольном исполнении достигнутых соглашений. Кроме того, экономятся средства и на уплате пошлин. 

Со времени инициирования посреднической процедуры рассмотрены свыше 28 тысяч дел, и около 80 процентов из них урегулированы до суда. В прошлом году более 13 тысяч дел не дошли до судебного разбирательства, стороны договорились между собой. Это, к слову, нагрузка одного суда…

— Но мы объективно оцениваем ситуацию, — говорит Виктор Каменков. — Посредничество еще не стало отлаженным и востребованным механизмом. Оно используется, как правило, в расчетных делах. Допускаю, что процедура не всегда объективна. Но к ней прибегают те, кто, кто умеет считать деньги. Лучше решить все миром, чем в судебных тяжбах. И нам важно разъяснять ситуацию.

Виктор Сергеевич назвал посредничество примирительством. Новое очень часто пробивается сквозь дебри. Председатель ВХС на конференции вспомнил, как в былые времена при принятии законов многие слово «санация» ассоциировали со словом сантехника. И сейчас далеко не всем понятно, что такое посредник в этой ситуации. Порой его связывают с человеком, передающим взятки. Но это так, к слову. Высший Хозяйственный суд настроен активно развивать альтернативные методы разрешения споров. В том числе, и активной пропагандой.

Председатель Экономического суда СНГ Файзулло Абдуллоев остановился на работе Центра решения экономических споров, который создан и зарегистрирован в Санкт-Петербурге. Функции центра обширны. Он может разрешать споры и конфликты между субъектами хозяйствования Сообщества, рассматривать случаи нарушения прав граждан, оказывать юридическую помощь, выступать в качестве третейского судьи. И все это делается исключительно на договорной основе. Структура полезная и важная, позволяет решать проблемы без излишних судебных проволочек. Однако, подчеркнул Файзулло Абдуллоевич, создан центр, есть правовая база, оборудован офис, назначены судьи и руководитель, а он все еще не работает надлежащим образом. Почему-то разрешать споры и конфликты по-прежнему обращаются в судебные инстанции, ищут помощи даже за океаном, тратя на это огромные валютные средства. А ведь в центре можно было сэкономить и время, и деньги. Нет доверия к собственным структурам. Вопрос лежит в области психологии, подчеркнул председатель Экономического суда СНГ.

Создать центр примирительных процедур предполагается и в Беларуси. Думается, у нас он будет востребован. Однако для этого предстоит немало чего сделать. Как и для развития других форм разрешения споров.

Сегодня разрешением их занимаются фактически судьи хозяйственных судов. Но очень скоро должны появится посредники или примирители. Кто ими будет? Предлагается готовить их из бывших судей. Но кадровая проблема не снимается с повестки. Нужно выстроить полную структуру института посредников, которая бы отвечала международному уровню.

Получат развитие и третейские суды. Пока в Беларуси он один, действует при Торгово-промышленной палате. В скором времени предполагается открыть еще два.

Виктор Каменков сообщил, что готовится проект закона о совершенствовании судебного хозяйственного права, где будут развиты положения о внесудебном решении споров. Предполагается и принятия законов «О третейском суде» и «О медиации»».

Примирительные процедуры, отмечали участники конференции можно применять не только в хозяйственном праве, но и в гражданском, при решении трудовых споров. Это примета демократизации общества, а также его зрелости. С докладами выступили юристы России, Украины, Молдовы, каждый высказал свои предложения, которые будут обобщены и, думается, использованы при подготовке законодательных актов. 

---------------------------------------------

Справка «ЮГ»

В США, Австралии, многих европейских странах активно развиваются различные методы альтернативного разрешения споров. Субъекты хозяйствования отказываются от судебного разбирательства. Еще в 1981 году Комитет министров совета Европы поощрил использование внесудебных методов разрешения споров. Специальный закон в 2002 году был принят ООН. В 2006 году Комиссия ЕС приняла решение о применении медиации, а через два года такой закон был одобрен Европарламентом.

В США 95 % прошедших процедуру дел не доходят до судебного рассмотрения. В ФРГ показатели судебной медиации и вовсе впечатляют – более 90 % переговоров заканчиваются мировым соглашением сторон. В Великобритании таких случаев 90-95 %, В общем по Европе показатель результативности медиации – 40-80 % .

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter