Насколько справедлива поддержка предприимчивых хозяев из бюджета

Не измучил земельный вопрос

Насколько справедлива поддержка предприимчивых хозяев бюджетным рублем
В ОТЛИЧИЕ от европейских и американских, наши фермеры — лишь незначительная часть аграрного сектора экономики. Если в мире сегодня уже около 570 миллионов ферм, из них 500 миллионов — семейные фермерские хозяйства, на которые приходится более 80 процентов всего мирового производства продовольствия, то в Беларуси они занимают 1,8 процента сельскохозяйственных земель и производят около двух процентов от общего объема сельхозпродукции. Тем не менее эксперты отмечают, что сегодня фермерство — один из наиболее динамично развивающихся секторов аграрной экономики. Способны ли наши фермеры конкурировать с сельхозпредприятиями?



САМИ они говорят, что готовы и могут накормить белорусов, и даже экспортировать свою продукцию. Но им для этого нужна земля. И это, пожалуй, главная претензия — им постоянно не хватает гектаров, они спорят за них друг с другом и местными властями. По данным Минсельхозпрода, за последние 20 лет общая площадь фермерских земель в стране увеличилась почти втрое — до 175 тысяч гектаров. С одной стороны, трехкратный рост, с другой — этого все равно недостаточно. Средний фермерский участок сейчас — около 68 гектаров. Только 10 процентов фермерских хозяйств в Беларуси обрабатывают более 100 гектаров земли, а почти 16 процентов — вообще не располагают ею. Начальник отдела фермерства и личных подсобных хозяйств Главного управления экономики Министерства сельского хозяйства и продовольствия Александр Казакевич говорит, что земельный вопрос был и остается главным для фермеров, и при его решении всегда возникало много проблем. Но тем не менее решить его можно:

— Чтобы получить конкретный земельный участок, нужно подать заявление в райисполком, где его должны рассмотреть в течение 7 дней. Местная власть может отказать, указав объективную причину. Правда, в этом случае решение можно обжаловать в облисполкоме или  суде.

Словом, фермеру придется побегать по инстанциям, чтобы получить заветный кусок земли. Многие с этой задачей не справились и ушли из агробизнеса. По сравнению с серединой 90-х годов фермерских хозяйств стало в два с лишним раза меньше, а земли у них в пользовании — в три раза больше. Как это отразилось на производстве их продукции?

МИНСЕЛЬХОЗПРОД приводит следующие данные. В 1995 году в стране работало более 3 тысяч фермеров, в 2014-м — 2582. При этом в 1995 году они обрабатывали 62,3 тысячи гектаров земли и произвели 56,4 тысячи тонн зерновых и зернобобовых, 44,2 тысячи тонн картофеля, 6,3 тысячи тонн овощей, 8 тысяч тонн молока. А в 2014-м, имея уже 175 тысяч гектаров, — 174,3 тысячи тонн зерновых и зернобобовых, 307,3 тысячи тонн картофеля, 265,1 тысячи тонн овощей, 15,1 тысячи тонн молока.

Производство, как видим, выросло в разы. Но, с другой стороны, на это потребовалось более двух десятков лет, да и темпы роста, честно говоря, не впечатляют. Сами фермеры все это объясняют сложностью экономических условий, долгами госпредприятий, которые покупают у них продукцию и вовремя не рассчитываются за нее, недостаточностью финансирования из бюджета.

 Доля правды в этом есть. Сегодня в общем объеме финансирования АПК фермерские хозяйства занимают лишь 0,5 процента. Достаточно ли этого? Александр Казакевич, как и фермеры, утверждает, что нет:

— Естественно, всегда хочется большего, а денег постоянно не хватает. С 2011 года объем общего финансирования фермерских хозяйств, включая бюджетные средства, льготные кредиты банков и договоры финансовой аренды (лизинга), составил 567,4 миллиарда рублей, в том числе в 2014 году — 164,8 миллиарда рублей. При этом такое финансирование отличается в разных областях и зачастую зависит от активности работы фермерских хозяйств и их объединений с государством. Например, в расчете на 1 гектар финансирование фермеров в 2011—2014 годах в целом по стране составило 120 долларов. Но в Брестской области — 185 долларов, а в Минской — 166.

У многих представителей фермерского движения эти цифры вызывают вопросы, особенно учитывая общую сумму, выделяемую государством в поддержку АПК. На состоявшемся в марте заседании общественно-консультативного экспертного совета по развитию предпринимательства при Минсельхозпроде заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Людмила Нижевич пояснила некоторые нюансы механизма распределения финансовой помощи:

— По общепринятой практике берется консолидированный бюджет всех уровней: республиканского, областного, районного, местного. Его делят на общую площадь сельхозугодий. К примеру, получается у нас около 200 долларов субсидий на гектар. Но сам сельхозпроизводитель имеет только около 30 долларов, средства ведь идут на другие нужды. Например, на мелиорацию земель, компенсацию процентов банкам, развитие аграрной науки.

С одной стороны, фермер — это тот же бизнесмен, но зарабатывающий в поле, в теплице. Разве другие сферы бизнеса получают дотации из бюджета? С другой, обида фермеров тоже понятна: почему дотации получают убыточные сельхозпредприятия, а не они? Если фермер гарантирует, что может вырастить определенное количество тонн рентабельного картофеля, и доказал это своей работой в прошлые годы, так, быть может, стоит поддержать его бюджетным рублем? Пусть незначительно, но некоторых все же поддерживают. Причем степень этой поддержки, как заметил Александр Казакевич, зачастую зависит и от региона, и от настойчивости самого фермера. Например, многие из них участвуют в отраслевых программах, например, по развитию картофелеводства, овощеводства и плодоводства на 2011—2015 годы. В прошлом году в ее рамках 27 фермерским хозяйствам оказана финансовая поддержка в размере 5,5 миллиарда рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета профинансирована закладка садов в 26 КФХ на сумму 4,5 миллиарда рублей. Еще 5 хозяйств получили поддержку по программе по племенному делу в животноводстве, два — по программе развития импортозамещающих производств фармацевтических субстанций, готовых лекарственных и диагностических средств. В 2013 году в программу развития овцеводства добавили 7 фермерских хозяйств.

Сегодня никого не нужно убеждать в том, что продать продукцию гораздо сложнее, чем ее произвести. О том, что выращивать те же овощи нужно под заказ, говорено фермерам не раз. Но эти вопросы обсуждать и заключать договора нужно до начала сева. В этом году уже во второй раз частично на себя эту функцию взял Белкоопсоюз, который в каждой области провел отдельные совещания с местными фермерами, сориентировал, что и в каком объеме готов купить. Конечно, еще остался ряд вопросов, но Александр Казакевич, например, говорит, что у фермеров есть все шансы стать лидерами в производстве определенных видов продовольствия, например овощей. Могут они занять нишу и в плодоводстве, пчеловодстве, овцеводстве и других видах продукции, востребованных на рынке. Но вот в производстве зерновых, выращивании КРС и свиноводстве, думаю, потеснить крупные сельхозпредприятия не удастся. Тем не менее работать нужно. И если мы хотим, чтобы фермерство развивалось, шаги навстречу друг другу должны делать и фермеры, и государство.

mizkevich@sb.by

Фото Михаила РАЗУМНИКА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter