Обзор телепередач с Валентином Пепеляевым

Не из робкого десятка

Остров невезения — Старый рояль — Садовник своей судьбы — Грузин московского разлива

Как, наверное, и любой постсоветский человек к команданте Фиделю Кастро я испытываю смешанные, но нежные чувства. Воспринимаю его чуть ли не как дальнего родственника. Мы ведь так искренне и романтично дружили с Кубой до распада Советского Союза. Карибский кризис, холодная война — что знают об этом нынешние хипстеры? Для них Куба лишь очередная туристическая точка на карте мира. Не может не вызывать уважения, как стойко и мужественно кубинцы во главе с Фиделем десятилетиями противостояли США, выдерживая прямые угрозы и экономическую блокаду. Только в марте 2016 года Барак Обама совершил визит на Кубу. Это был первый визит американского руководителя на остров Свободы за последние 90 лет. Куба с США повздорили в свое время крепко.

Документальный фильм «Фидель Кастро. Куба — любовь моя», посвященный 90–летию кубинского лидера, вспомнил основные вехи его пути. Что построили в конце концов на Кубе? Общество равенства и справедливости с бесплатным образованием, медициной и социально защищенным населением или авантюрный «остров невезения» с неэффективной экономикой и низким уровнем жизни? Авторы фильма удержались от прямых выводов, приводили только скупые факты. Комментировали их министр обороны России Сергей Шойгу, патриарх Кирилл, дочь Фиделя Кастро Алина, дочь Эрнесто Че Гевары Алейда, бывший начальник охраны Кастро Фабиан Эскаланте, писатель–диссидент Карлос Монтанер и другие непоследние лица.

Сейчас Кастро отошел от дел, но Кубой он руководил 52 года. Вспомнить есть что. Грандиозная фигура, в народном сознании герой–освободитель, свергнувший кровавого генерала Батиста. В течение 40 лет Кастро пережил более 600 попыток покушений на свою жизнь и всевозможных заговоров. Подумать только! Есть ли еще в мировой истории такой пример? Чего только не придумывали! Пытались дать ему отравленный табак и табак со взрывчаткой, поместить на одежду ЛСД, положить бомбу под трибуну. Но ангел–хранитель всегда оберегал Фиделя. Его родная дочь Алина Фернандес под видом испанской туристки в 1993 году навсегда сбежала с Кубы и с той поры не общается с отцом. Это произошло в период кризиса на Кубе, случившегося после распада СССР. То было тяжелое время. Но сегодня кубинцы настроены вполне оптимистично. Они верят, что найдут пути решения всех проблем и Куба выйдет на новые горизонты.

Историю и жизнь Кубы трудно представить без музыки. Она всегда занимала важное место в массовой культуре, так же как и в советском искусстве. Одним из тончайших композиторов своего времени стал Микаэл Таривердиев.

Он был неисправимым оптимистом, сказывались витальные армянские гены, хотя судьба не всегда была к нему благосклонна. Нашлись те, кто обвинил композитора в плагиате. Случился запрет на выезд за рубеж. Сын Карен, когда пришло время, служил в Афганистане. Автомобильная авария и взятая на себя чужая вина привели Таривердиева к судимости. К концу жизни у него отнимались ноги. Он любил зиму и знаменитую музыку к картине Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» написал у себя зимой на даче. Татьяна Лиознова с самого начала была уверена, что композитором ее многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны» должен стать только Микаэл. Он получил три «Ники» за музыку к кино и Государственную премию.

После него осталась удивительная, пронзительная книга «Я просто живу». Актер Олег Борисов тоже вел дневники. Актер–интеллектуал всегда был требователен к себе. Сценарий картины «Слуга» Вадим Абдрашитов, председательствовавший на минувшем «Лiстападзе», вместе с драматургом Александром Миндадзе привез Борисову в больницу. Актер плохо себя чувствовал, но от такого материала отказаться не смог, вдруг собрался с силами и со всей страстью бросился в работу. В картину Виктора Бутурлина «Садовник» сам пригласил на одну из ролей родного брата Льва, ставшего впоследствии знаменитым Антибиотиком в сериале «Бандитский Петербург». А вот в БДТ, где актер прослужил 19 лет, по словам брата Льва, сегодня нет даже фотографии Борисова. Так обиделся на него в свое время Георгий Товстоногов.

Продолжает рассказывать свои байки в цикле «Те, с которыми я...» режиссер Сергей Соловьев. Пусть и повторяется иногда, но рассказывает всегда страстно. Гениальный, грандиозный, бесспорный — слова из восторженного лексикона Соловьева. Очередной выпуск был посвящен коллеге — Георгию Данелия, который говорит о себе: «Я — грузин московского разлива». «Даже Михалков робел перед ним! Михалков!» — вращал глазами Соловьев. Еще бы, ведь Михалкову на момент съемок в картине «Я шагаю по Москве» было восемнадцать лет. И не хочешь, оробеешь.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 159 (25041). Пятница, 19 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter