Общий управленческий стаж в хозяйствах Вилейского района Геннадия, Петра и Сергея Мирголовских — 35 лет

Не искали легких путей

В РСУП «Первый Белорусский», ОАО «Новая Любания», «Чурлены» и РУП «Долгиново» Вилейского района помнят своих руководителей Геннадия, Петра и Сергея Мирголовских. Три брата пошли по стопам отца и многое сделали на малой родине.

Начало начал

Вся их многодетная семья уважаема земляками. Шестеро детей — две сестры и четыре брата — получили высшее образование и, как говорят в народе, выбились в люди. Старший Владимир работал в торговле, до недавнего времени возглавлял «Белювелирторг», сестра Антонина — в Министерстве финансов, Наталья — директор средней школы № 5 в Вилейке.

А начиналась эта история в колхозе «Рассвет», в семье Николая Мартыновича и Галины Ивановны Мирголовских. Отец, главный ветеринарный врач хозяйства, был постоянно загружен и редко находился дома. Воспитание детей лежало на матери. «Она наказывала нам стать полезными Родине, — вспоминает Наталья Николаевна Занкович. — Постоянно твердила: «Как же не учиться, когда образование бесплатное? Можете пробиться в жизни только благодаря старанию и труду».

Погруженность отца в колхозные дела не могла не оставить след в биографии сыновей. Их, как многих сельских мальчишек, больше тянуло к технике — так друг за другом и поступили в БИМСХ. После окончания Ижской средней школы первым дорогу к профессии инженера-механика проторил Геннадий. Колхоз «Рассвет», которым в то время руководил Вячеслав Иванович Спиридович, дал ему направление на учебу в институт.

Геннадий

— Да, родители воспитали в нас трудолюбие, усердие, школа дала хорошее образование. Но самая большая благодарность советской власти, — совершенно неожиданно повернул наш разговор Геннадий Николаевич. — Они вряд ли смогли бы нас выучить: работал один отец, мама — домохозяйка. Держали много живности, трудились не покладая рук. Огурец или помидор со своего огорода, кусок сала — самое большое, что родители могли дать. Но я умудрялся прожить на одну стипендию без подработок. Конечно, мы, дети, поддерживали друг друга.

Геннадий МИРГОЛОВСКИЙ.
Фото Дарьи ТИТОВОЙ.

Вернувшись на родину дипломированным специалистом, Геннадий начал работать заведующим только что построенной в хозяйстве мастерской. Молодой, энергичный, он успевал участвовать в спортивных соревнованиях, художественной самодеятельности. Активного комсомольца заметили в райкоме и практически через год избрали секретарем Вилейского РК ЛКСМБ. Комсомол для молодых служил своеобразным социальным лифтом. Попавших в обойму курировала партия, отбирая самых продвинутых, как сказали бы сейчас. Подбор, подготовка и воспитание кадров — четко выстроенная система, дававшая сбой в редких случаях. Вот и Геннадий Мирголовский прошел хорошую школу, будучи и секретарем партийной организации колхоза имени Калинина, и инструктором орг­отдела горкома КПБ, и главным инженером управления сельского хозяйства, и заведующим сельскохозяйственным отделом горкома. В 1988 году его направили руководить зверосовхозом «Белорусский».

За восемь с половиной лет хозяйство стало одним из лучших в районе. Фактически построили агрогородок, хотя тогда у деревень не было этого статуса. За средства совхоза, кроме жилья, возвели Дом культуры, магазин, заасфальтировали десятки улиц и внутрихозяйственные дороги, благо­устроили все животноводческие объекты, неузнаваемо обновился машинно-тракторный парк. На плечах предприятия лежали все коммунальные сети, котельная, система водоснабжения. Для их нормального функционирования требовались и серьезное внимание, и огромное финансирование.

— Именно «Белорусский» — знаковая веха в моей трудовой биографии, — признается ветеран. — Делали все для людей благодаря крепкому финансовому положению.

В совхозе «Белорусский» в 1980-х трудилось 11 бригад рабочих, насчитывалось более 100 тысяч норок, четыре тысячи песцов, тысяча черно-бурых лисиц. Пушнина поставлялась на Лобненский меховой комбинат, на знаменитый Ленинградский пушной аукцион. Животноводство и растениеводство служили дополнением к звероводству.

— Когда пришел, очередь на жилье — человек 80, — вспоминает Геннадий Николаевич. — Мы построили около 150 квартир. После развала Союза многие искали себе новое пристанище, особенно из стран Балтии. Из района куда отправляли? Туда, где было жилье. Чаще всего к нам. Приняли много переселенцев. Сами ездили в чернобыльскую зону искать рабочих.

— Из отселенных деревень прибыл и парторг Валерий Владимирович Германенко, — дополняет мужа Полина Владимировна Мирголовская, до сих пор работающая инспектором по кадрам. — Все — специалисты с высшим образованием. Молодая команда бралась за большие дела.

Познакомились они в Ижском доме культуры. Геннадий пригласил девушку на танец, а оказалось, с ней будет связана вся его жизнь. Переписывались, пока будущая невеста не окончила школу, потом поженились.

Людвиново в то время — поселок для работников зверохозяйства. А за несколько месяцев до прихода Геннадия Мирголовского к совхозу присоединили колхоз имени Калинина. Под тысячу работающих. Кроме хлеба насущного им хотелось и содержательного отдыха. Молодой директор взялся за строительство Дома культуры. Открытие приурочили к пятилетию его руководства, сделав для людей настоящий праздник. На торжество пригласили друзей из Казахстана и Украины, телевидение, транслировавшее праздник в белорусской деревне по центральным каналам. И гости, приехав домой, узнавали, что их видели на экране. В этом году учреждению 30, и есть задумка вновь отпраздновать — теперь с ретроспективой.

В 1992-м вернулась из Прибалтики на родину в Людвиново и Лилия Протасова, которая сейчас возглавляет Дом культуры:

— Помню, соседка мне советовала, чтобы шла в самодеятельность: мол, директор заметит и даст квартиру. Так и получилось. Благодаря Геннадию Николаевичу пошла работать вначале в Костеневичский сельский клуб, а потом и сюда. При Мирголовском мое родное Людвиново, можно сказать, получило второе рождение. Энергичный и все успевающий директор вникал и в производство, и в общественную жизнь. Со всего Союза к нам везли рыбу для зверей, фрукты, работали свои дальнобойщики. Столовая продавала свежее молоко, в парке детвора каталась на качелях-каруселях, бегала в ларек купить мороженое и посмотреть на зверей в совхозном зоопарке, где содержались даже два зубра. Мы бесплатно ходили на «Песняров» и «Верасов», «Сябров» и Надежду Микулич, других артистов белорусской эстрады, гастролировавших в Людвиново за счет хозяйства. На Купалье устраивали красочные представления в лодках на реке Сервечь. На Новый год защищали карнавальные костюмы, и хозяйство выделяло денежные награды за лучшие, но без призов не уходил никто. Однажды за те деньги купила зимние сапоги. Жизнь кипела. Со зверохозяйства работники возвращались домой гурьбой, словно с какого-нибудь завода. Иногда думаю: не уйди Геннадий Николаевич в депутаты Верховного Совета 13-го созыва, а после референдума 1996 года — в первый состав Палаты представителей, многое бы сохранилось.

Увы, звероводство не выдержало рыночных перипетий и цен на подорожавшие корма. Нет зоопарка и фонтанов. Но агрогородок местная власть старается поддерживать в чистоте и порядке.

Сергей

По направлению колхоза учились и два других брата. Петр вернулся в «Рассвет», а вот младшего, Сергея, Геннадий Николаевич, будучи директором «Белорусского», взял к себе: «Что ты будешь под ногами у Петра путаться? Иди ко мне». Как полагается, брат прошел все ступеньки инженерной службы в «Белорусском» и стал заместителем директора. Его тоже заметили и предложили возглавить «Долгиново».

Сергей МИРГОЛОВСКИЙ.
— Выбрали момент, когда меня не было в хозяйстве. Я его, может, и не пустил бы, — с высоты прожитого шутит Геннадий Николаевич. — Приезжаю из командировки, а брата уже нет. Пусть, думаю, работает.

РУП «Долгиново» тогда имело весь набор экономических, производственных и кадровых проблем. Молодой директор противопоставил им терпение, настойчивость, профессионализм. Вместе со специалистами, рабочими ему удалось в короткий срок поправить дела.

Проявив инженерную смекалку, в одном из помещений организовал прием, охлаждение, очистку и пакетирование молока. На Комаровском рынке и в еще нескольких столичных магазинах, где хозяйству разрешалось продавать, перед приездом машины выстраивались очереди. Люди быстро оценили качество и вкус натурального продукта, ведь в нем не было ни консервантов, ни стабилизаторов, ни других наполнителей.

Потом Сергей Николаевич ушел в «Минскзеленстрой» и строительную отрасль. Возглавлял ГП «УКС Ленинского района г. Минска».

Петр

С Петром председательские пути пересеклись, когда Геннадий Николаевич после депутатства возглавлял СПК «Новая Любания», а брат — «Чурлены». До этого Петр Николаевич 22 года проработал в СПК «Ижа» (бывший «Рассвет»), который присоединили к «Чурленам». Братья общались ежедневно, выручали друг друга то топливом, то запчастями, то кормами.

Петр МИРГОЛОВСКИЙ.

— Сложные переживали времена? — спрашиваю.

— В сельском хозяйстве легких путей и времен не бывает. Или засушит, или подмочит, или не хватает людей. Со всем надо справляться и сегодня, — чувствуется, Петр Николаевич в курсе дел на селе, хоть последние пять лет работал в налоговой инспекции в Минске. — Меня избрали председателем 7 марта 2002 года, а в марте 2017-го ушел с должности. Первыми в районе мы строили молочно-товарную ферму с новой технологией доения. После присоединения «Ижи» проводили там реконструкцию старой МТФ — своим проектом, но получилось нормально. Молоко, поставляемое на перерабатывающие предприятия, на 90 процентов соответствовало сорту экстра.

Полученный кредит в 9 миллиардов рублей на строительство фермы использовали быстро и рационально, а вот рассчитываться приходилось не так легко и безболезненно для экономики. Ведь ежемесячно в банк перечислялось 100 миллионов рублей, а это серьезные деньги. Долг погасили, и развитие отраслей становилось все ощутимее. Возрождали откорм бычков — хоть и нерентабельное занятие, но деньги в казну приносит. Оборотки же иногда ой как не хватало! Сбыт очень переменчивый: невозможно отгрузить то свинину, то говядину. Если есть производство, всегда можно что-то заработать и жить веселее.

В первый год приходилось восстанавливать технику из того, что было. А было негусто. Пригодился инженерный опыт. Кормовой базы — ноль, заготавливать сенаж и силос фактически нечем. Легче стало, когда взяли кое-что в лизинг, пошли новые технологии в растениеводстве.

Незаметно пролетело 18 лет управленческой деятельности. Можно было трудиться и дальше, ведь все организационные и производственные потрясения остались позади, да и родная земля помогала Петру Николаевичу, однако пришлось уступить место более молодым.

Много строил в 2000-е и Геннадий Мирголовский в «Новой Любании». Когда в райисполкоме увидели, как начала преобразовываться центральная усадьба, изменили решение об очередности строительства агрогородков — в 2006 году этот статус получила Любань. В присуждении ему по итогам областного соревнования почетного третьего места немалая заслуга Геннадия Николаевича.

— Работали как умели, как могли. Может, не такие мы и выдающиеся, но трудились на совесть, — скромно подвел черту Петр Николаевич. — Сейчас слово за молодыми.

…На малой родине в Иже большое семейство собирается на Радоницу и Деды. Идут на кладбище, где похоронены мать и отец, а потом обязательно в родительский дом, где всегда чисто и светло. Как в детстве и юности.

klimovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter