Любанский фермер Василий Голуб в свободное время заводит дельтаплан и улетает к другу в соседний район

"Не ищу виноватых в том, что денег нет"

Он восемь лет проработал помощником депутата Национального собрания второго и третьего созыва. К Василию ГОЛУБУ приезжали известные звезды спорта. В 2011 году на его дельтаплане в небо поднималась Дарья Домрачева. С высоты птичьего полета снимали автобиографический фильм. К слову, на дельтаплане Василий «перелетал» всю родную деревню Пласток. Можно ли в глубинке развивать прогрессивные технологии? Почему экс-помощник депутата решил стать фермером? Об этом и не только наш диалог с сельским Кулибиным.


— Василий Владимирович, у вас дома не раз бывали известные белорусские спортсмены – Домрачева, Кушнир, Нестеренко. Есть в их числе ваши кумиры?

— Я все-таки больше технический человек, не считаю себя заядлым болельщиком. Нет времени следить за каким-то конкретным видом спорта. Но спортсменов уважаю и люблю. Со многими из них встречался по долгу службы, еще будучи помощником депутата. Едут ко мне они и сейчас. В большинстве приятные, открытые люди. С порога чувствуется, как к тебе относятся. 

— Первое, что бросается в глаза у вас во дворе: видеокамеры, высокая антенна, ЛуАЗ, переделанный под внедорожник, автокар. Все сделано своими руками. Но зачем это простому фермеру?

— Нужно развиваться. Что-то ломается, что-то устаревает, придумываю новое. Радиотелефон соорудил еще до эры мобильных телефонов. Тогда это было открытие – ого! Представляете: мне звонят на домашний в Пласток, а я в Солигорске отвечаю. За 50 километров! Видеокамеры сломались – ударила молния. Они были подключены к телевизору, и по ним я наблюдал, что происходит во дворе. В автокаре износился аккумулятор – думаю купить новый.

— Год назад вы обещали, что сделаете электрогенератор. Дело продвинулось?

— Планы поменялись. Зимой сделал станок с ЧПУ (числовым программным управлением) и 3D-принтер. Сейчас оба испытываю в гараже. Станок гравирует по дереву, на принтере два дня назад сделал статуэтку. Эти новые технологии в Беларусь только приходят. Хотя в Голландии, к примеру, огромные 3D-принтеры помогают строить дома за двое-трое суток.

— Концепцию электромобиля вы привезли из Америки, куда ездили в гости к дочке. Откуда остальные идеи?

— Не только из Америки. Сейчас в основном из интернета. С комплектующими помогает зять. А в 80—90-е знания черпал из конструкторских журналов. Сделал свой трактор, тюнинговал мотоциклы. Первый дельтаплан изготовил по чертежам из журнала «Моделист и конструктор». Неудачный вариант, мягко скажу. На нем совершал первые полеты – метр над землей. Подняться выше не хватало мощности двигателя, да и аэродинамика крыла хромала.

— Это было около 30 лет назад. Нынешний дельтаплан тоже сами смастерили или все покупное?

— Сейчас у меня в гараже стоит четвертый по счету дельтаплан. Крыло сделал в прошлом году. Покупал обшивку в Киеве на частной фирме. Каркас и корпус — все сам.

Иные из моих знакомых самостоятельно изготавливают детали для авиации. Их прошу. Редуктор, к примеру, сделал друг из Минска Александр Чернов. Кстати, он-то меня и учил летать в начале 90-х, вместе шили крыло. На этом дельтаплане поднимался в небо не раз. Но однажды вышла курьезная ситуация — вместе упали в озеро. Даже заснять успели, отправили на «Сам себе режиссер» — тогда у меня уже была видеокамера. В Гомеле знакомый делает винты из углепластика. На слетах легкой авиации с ним познакомился, поддерживаем связь.


— Рядом с вашим домом проселочная дорога. Глухое место. Как взлетаете?

— Ищу ровные участки. Чтобы взлететь одному, требуется 40 метров. С пассажиром – разбег 100 метров. Причем максимальная скорость 125 километров в час.

Поднимался ввысь до двух километров. Хотя по характеристикам «потолок» — четыре с половиной. А вот англичанин поставил исторический рекорд: перелетел на дельтаплане на восходящих потоках Джомолунгму более восьми километров в высоту.

По дальности самый большой мой маршрут – 100 километров. Путь лежал в Октябрьский, Солигорский районы. Самый сложный элемент в полете – посадка. Она может оказаться жесткой. С высоты нужно увидеть место без людей и транспорта — и суметь сесть на него. А это приходит с опытом. В Любанском районе и на шоссе приземлялся, и в поле. В последний раз и вовсе ночью. Хотя еще двадцать лет назад вряд ли себе мог представить такое...

— А если двигатель откажет, что делать будете?

— Расход бензина — 8—10 литров в час. Но топлива всегда хватало. А вот по техническим причинам, бывало, мотор глох прямо в воздухе. Он ведь работает в напряженном режиме, на максимальных оборотах. Но и без работающего двигателя посадка вполне безопасная. Дельтаплан начинает планировать, главное — успеть выбрать место, где приземлиться, и не растеряться.

— С разрешениями на полет проблем не возникало? Из ПВО не беспокоили?


— Нет. Согласовываю в аэроклубе. Полет называется «туристический». Оговариваю время и район. Для аэропортов и воинских частей надо разрешение. Но открытые зоны не контролируются так строго. А в Пластке открытая зона.
 
— Как смотрят на вас односельчане?

— Поначалу дивились, теперь привыкли. Я же их всех на дельтаплане перекатал. Часто просят еще полетать, я предупреждаю: принесите бензин. Иначе стану банкротом.

— Изобретательство – это ваше хобби. Откуда, если не секрет, берете деньги, чтобы купить новые детали и прокормить семью?

— Конечно, одно дело увлечение, но на хлеб насущный тоже нужно заработать. То, что нужно в деревне, я и делаю. Сейчас продаю зерно – у меня семь гектаров земли. Пользовался спросом картофель, выращивал и его.

Земельный участок недалеко от дома. Плодородный слой неплохой. Урожайность зерновых до 30 центнеров. А в 90-х годах, когда начинал заниматься фермерством, нужно было добираться до участка за 12 километров. Экономически невыгодно… Для богатого урожая нужна хорошая техника. Плюс деньги на гербициды, удобрения.

Я не использую наемный труд. Работаем только своей семьей. Помогает сын, жена. За копейки купил старенький комбайн. Часто ломается, чиню своими руками. Вот за счет экономии и остаются деньги. Вообще, мое кредо – никогда не унывать и с оптимизмом относиться к происходящему. Я никогда ни у кого не прошу денег. И уж тем более не стану искать виноватых в том, что их нет. Найду способ, как заработать.

— Василий Николаевич, не собираетесь поменять деревню на город?

— А что в городе-то? Пять лет помогал строить дочери дом под Минском. Вот-вот его закончим. Пусть живет, но мне это не нужно. В деревне ты сам себе хозяин – обустраиваешь жилье, как тебе нравится. А в свободное время вышел из дома, завел свой дельтаплан и улетел к другу в соседний район. В городе разве такое возможно? Вот-вот! И родной Пласток как оставить? Из этой деревни мои родители, всю жизнь свою трудовую отработали в колхозе, тяжело было, но другой судьбы себе не желали.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter