Не ищет славы в чужих краях

ЕГО заслуги отмечены орденом Почета, который венчает список наград руководителя этого предприятия. В их числе — медаль «За трудовые заслуги», почетные грамоты облисполкома, Министерства сельского хозяйства и продовольствия и РО «Белагросервис», звание «Человек года Витебщины».

Анатолий Босенков возглавляет Дубровенский льнозавод 35 лет

ЕГО заслуги отмечены орденом Почета, который венчает список наград руководителя этого предприятия. В их числе — медаль «За трудовые заслуги», почетные грамоты облисполкома, Министерства сельского хозяйства и продовольствия и РО «Белагросервис», звание «Человек года Витебщины».

ИЗ ПОЧТИ полувекового стажа работы Анатолия Дмитриевича 35 лет отдано руководству Дубровенским льнозаводом, который хорошо известен во многих странах Европы и Азии. Производимая здесь продукция пользуется спросом в Англии и Франции, Германии, Италии, Бельгии, прибалтийских республиках, России, Украине, а теперь и в Китае. Босенков из тех, кто не ищет славы в дальних краях. Она сама нашла этого человека, рискнувшего возглавить в январе 1978 года самый отстающий на Витебщине льнозавод. Под его началом предприятие стало одним из лучших.

За плечами начинающего директора были учеба в Белорусском институте механизации сельского хозяйства, работа в местных электросетях и райисполкоме. Новому руководителю старого, 1932 года рождения, предприятия пришлось параллельно возглавить и строительство нового двухпоточного завода с цехом промышленной переработки тресты мощностью 2100 тонн, котельной, очистных сооружений и четырехэтажного административно-бытового корпуса со столовой и актовым залом. Благодаря личному умению руководителя сконцентрировать трудовые и материальные ресурсы, применять передовые методы труда, организационные и дисциплинарные меры, уже через пять лет были достигнуты весомые результаты. Одним из самых значительных достижений стало досрочное освоение производственных мощностей по промышленному приготовлению тресты.

И прогремела потом слава о дубровенских льноводах! В первом и третьем кварталах 1984 года коллектив льнозавода стал победителем Всесоюзного социалистического соревнования среди предприятий легкой промышленности СССР, за что награжден переходящим Красным знаменем Министерства легкой промышленности СССР и ЦК профсоюзов. На протяжении многих лет завод перерабатывал по 10 тысяч тонн льносоломки, был неоднократным призером как всесоюзных, так и республиканских социалистических соревнований.

КАЖДЫЙ год по инициативе Анатолия Дмитриевича строится что-то новое, внедряются передовые технологии, расширяется производство. Коллектив первым в республике начал в 1998 году выращивать лен собственными силами. Тогда здесь создали механизированное звено, насчитывающее теперь более двухсот единиц современной техники. Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики доверило в 2007 году Дубровенскому льнозаводу установить импортную линию по переработке льнотресты, требующую высококачественного сырья. И тогда Анатолий Босенков поставил перед коллективом задачу: вырастить и заготовить такую льнотресту, увеличить за счет которой можно было объем выработки длинного волокна. Выполнение этой задачи позволило улучшить рентабельность производства, получить прибыль, обеспечить дальнейшую стабильную работу предприятия.

Анатолий Дмитриевич постоянно большое внимание уделяет процессам механизированного выращивания и уборки льна. Несколько лет назад предприятие впервые в стране провело производственное испытание сортов чешской, голландской и французской селекций, закупило несколько единиц импортной техники для выращивания и уборки льна. Увеличиваются и посевные площади, которые теперь составляют 1900 гектаров.

— Мы наладили безотходное производство, — рассказывает руководитель предприятия. — Начали собирать в костросборник костру, которую ранее выбрасывали, чтобы в зимний период ее сжигать. Ведем углубленную переработку льносырья, освоили производство холстопрошивного полотна, шпагата и котонизированного волокна. С мая 2011 года начали выпускать и продавать костробрикеты, которые используются как местные виды топлива. Улучшаются условия труда, растет заработная плата и, самое главное, — жизнь рабочих меняется к лучшему. Буквально в августе ввели в эксплуатацию новое импортное оборудование по производству короткого льноволокна. Благодаря ему дополнительно получили доход 100 миллионов рублей. Затраченные на модернизацию 4,83 миллиарда рублей кредитных ресурсов окупятся за 4,5 года.

АНАТОЛИЙ БОСЕНКОВ приводит цифры, ярко отражающие напряженность и результативность работы коллектива:

— В 2001-м, не самом лучшем по почвенно-климатическим условиям году, урожайность льнотресты составила 11,4 центнера с гектара, причем наиболее продуктивными оказались сорта «ализе» и «сюзанна». За 10 месяцев переработано 7147 тонн сырья, на 8,7 процента больше прошлогоднего. Выработали 1930 тонн льноволокна  — плюс 90 тонн к аналогичному периоду 2012 года. Темп роста производства длинного волокна средним номером 10,6 составил 133,4 процента, а его удельный вес — порядка 30 процентов общего объема производимого волокна. Почти на 13 процентов возрос объем товарной продукции и на 15,5 процента — производительность труда.

Большая часть волокна отгружается Оршанскому льнокомбинату. Но вот парадокс! В этом году убытки от его реализации составили 4,5 миллиарда рублей, рентабельность стала не просто минусовой, а катастрофической: минус 21,3 процента. Завод вынужден работать в убыток, поскольку закупочная цена на комбинате на треть ниже себестоимости льноволокна. Увы, очень многим льнозаводам области оно обходится еще дороже. К тому же оршанский партнер необязателен в расчетах. Если бы дубровенцы не продавали свою продукцию китайцам и россиянам, не смогли бы ни зарплату выплачивать стабильно, ни топливо для мехотряда закупать. Если оршанцы «капризничают», отказываясь от волокна номер 10, то китайские фирмы берут его охотно, как и короткое наравне с длинным. Причем сотрудничают с заводом на условиях предоплаты.

О таком деловом, взаимовыгодном партнерстве теперь мечтает любой производитель. Жаль, что прославленному коллективу и его руководителю, поистине фанату своего дела, приходится постоянно бороться с ветряными мельницами отечественной экономики, то и дело выдергивая палки из колес своего производственного локомотива.

НА СНИМКЕ: Анатолий БОСЕНКОВ.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter