Минчанин стал объектом манипуляции, которая привела к потере не только внушительной суммы, но и веры в справедливость

Не имей СТО…

Дано. Считается, что автомобиль сильно сокращает время, отпущенное человеку на спокойную жизнь. В этом на своем личном негативном примере убедился минчанин Влад А. Его история — о том, как наивная доверчивость пала под натиском махрового цинизма. Все началось с того, что в феврале этого года Влад обратился на одну из минских СТО, назовем ее условно «Хитрый ход», с просьбой отремонтировать пороги и стойки амортизаторов в его 23-летнем «Мицубиси». Ударили по рукам. Через полтора месяца со станции техобслуживания позвонили и сообщили, что машину можно забирать. В тот же день Влад заплатил 1000 рублей (перед началом ремонта была предоплата в 500 рублей) и, сев за руль, довольный уехал. Радость была недолгой, автомобиль через несколько часов превратился в недвижимость: прямо во время поездки у него вырвало «отремонтированную» стойку амортизатора. Перекрестившись, что дело обошлось малой кровью, мужчина доставил автомобиль на ближайшую СТО, где его ошарашили сообщением: «Ваши стойки вообще не ремонтировали!» Возмущенный Влад немедленно позвонил на СТО, где делали его «Мицубиси», и получил второй удар. «Мне сказали, что машину я у них не ремонтировал и они меня не знают. Когда я возмутился такой наглостью, меня обложили трехэтажным матом и бросили трубку». Ничего, кроме цитаты из недавно перечитанной книжки «Над пропастью во ржи», в голову Владу не лезло. 70 лет назад классик устами героя выразился о машинах предельно точно: 
«Лучше бы я себе завел лошадь, черт побери. В лошадях хоть есть что-то человеческое. С лошадью хоть поговорить можно…»


***

А поговорить Владу хотелось о многом. Например, о том, как трудом и потом зарабатывал полторы тысячи рублей, позже ушедшие халтурщикам на липовый ремонт. Также хотелось вслух поделиться мыслями о том, что эта сумма составляет почти треть от стоимости всей видавшей виды 23-летней машины… Мне хотелось бы порассуждать на тему, какой частью мозга думал клиент, отдавая автомобиль в ремонт без оформления каких-либо документов: ни тебе заказ-наряда, ни кассовых чеков... Ничего! 

Анализ. Известно, что наши мысли, чувства и желания возникают по-разному и в разных отделах мозга. Его условно можно разделить на три части. Первая, самая древняя (иногда ее называют мозгом рептилии), отвечает за выживание: поиск пищи, спаривание, побег от опасности, атаку и т.п. Следующая часть — лимбическая система, отвечающая за эмоции, такие как радость, ненависть, грусть, агрессия, удовольствие и др. Последняя часть — неокортекс. Это кора больших полушарий головного мозга, отвечающая за высшую нервную деятельность. Неокортекс позволяет человеку принимать оптимальные решения и планировать действия, мыслить рационально, и именно благодаря ему люди оценивают ситуацию объективно, а не субъективно. К чему, спросите вы, весь этот «мозговынос», если речь идет о банальной истории с ржавым автомобилем? Увы, мозг к нашей истории имеет самое прямое отношение. Парадокс заключается в том, что ресурсов нашего организма не хватает на поддержание одновременно и лимбической системы, отвечающей за эмоции, и неокортекса, ответственного за рациональное мышление. Природа всегда отключает один из них. То есть когда у человека включаются эмоции, то сразу пропадает способность здраво мыслить, и наоборот. Разберем это на примере Влада, у которого автослесарь СТО случайно, а может, и намеренно выключил неокортекс. 

Едва взглянув на машину, мастер удивленно спросил: «Ты сюда приехал на этом драндулете? В салоне детское кресло. Ты детей на ней во­зишь? Поставь свечку в церкви. Стойки амортизаторов в любой момент могло вырвать, и ты бы или сам убился, или убил кого…» Влад невольно покрылся холодным потом, а мастер дожимал: «Я не возьмусь за эту работу. Никто в Минске не возьмется. Все ржавое и гнилое, сварка бесполезна. Лучше выбрось машину на свалку». Донельзя расстроенный Влад хотел уехать, но автослесарь предупредил: 
«Я бы на твоем месте не рисковал. Улетишь в кювет в любой момент. Оставь машину на ночь и лучше утром забери на эвакуаторе. И еще. Завтра после отпуска возвращается один наш крутой сварщик. Может, он возьмется за твою колымагу». 
Влад последовал совету мастера и отправился своим ходом в надежде, что его «ласточку» все же примут в ремонт. 

Уловки продажников. Возможно, мастер СТО прошел некие курсы по продажам, а возможно, жизненный опыт сделал его более изворотливым и хитрым. Иначе чем объяснить, что все его действия вписались в весьма популярную стратегию по продаже товаров и услуг? Когда человека намеренно выводят из зоны комфорта, вызывают эмоции, выключая тем самым рациональное мышление, а чуть позже, когда клиент дозреет, ему предлагают выход. Для полного понимания стратегии приведем пример из другой области. Предположим, некий банк предлагает взять кредит под очень хороший процент. Клиент обращается в банк, но ему отказывают. И тем самым раскачивают его так называемую боль (опасения, страхи). А на следующий день сотрудник банка вдруг перезванивает и говорит: «Мы вам все равно одобрили кредит, но, извините, с несколько другими процентами». Ранее клиент кредит с этими «другими» процентами даже не рассматривал бы, но здесь он попадает на эмоциональные качели и под воздействием боли, усиленной предварительным отказом, с высокой вероятностью согласится на кредит под невыгодные проценты. История с банком абсолютно вписывается в историю с Владом. Потому что последний после беседы с мастером плохо спал ночью, а утром поспешил на СТО в надежде, что его автомобиль все же возьмут в починку. И ведь взяли! Не могли не взять, ибо весь спектакль был разыгран блестяще. Клиент дозрел и уже с радостью отдал не только автомобиль, но и 500 рублей предоплаты. Дальше — хуже. Оформление документов? Зачем? Ведь на СТО работают такие милые и отзывчивые люди! Как можно их напрягать этой бумажной волокитой? Ну а то, что бюджет не получит в виде налогов ни копейки, так это мелочи жизни… 

Работа над ошибками. С момента сдачи автомобиля на СТО, работающую по серой схеме, прошло более двух месяцев. «Мицубиси» ржавеет у подъезда дома Влада. Уже даже на неэксплуатируемом автомобиле сгнили и развалились «отремонтированные» в феврале пороги… Все, что есть у мужчины на руках, — это распечатка звонков между ним и директором СТО, переписка о ходе ремонта в Viber и недавно появившийся ответ из ­РУВД, куда Влад обратился, поняв, что самостоятельно проблему не решит. Не решили ее и правоохранители. В документе на имя Влада они сообщили, что в результате проверки признаков какого-либо совершенного в отношении его противоправного деяния не установлено. А посему оснований для возбуждения административного либо уголовного процесса нет. Также в ответе сообщалось, что данная ситуация является гражданско-правовым спором и решать его следует в суде. 

***

Увы, это так. Без суда в данном случае определенно не обойтись. И безусловно, в ходе разбирательства будет устанавливаться, действительно ли Влад был клиентом СТО «Хитрый ход». Учитываться будут все обстоятельства — от биллинга звонков и переписки в мессенджерах до материалов проверки ­РУВД. В ближайшее время Влад отправится к правоохранителям изучать материалы проверки, чтобы чуть позже написать исковое заявление в суд. И там уже, как признаются опытные юристы, все будет зависеть от наличия доказательств, представленных Владом, и судьи. 
Если Влад не отступит и будет бороться за свои деньги до конца (а он может быть не скорым), то не исключено, что полторы тысячи кровных он вернет. Сейчас его шансы где-то один к пяти. 
Но они были бы почти стопроцентными, если бы перед ремонтом был официально оформлен заказ-наряд, в котором подробно прописываются все виды работ. Мы уже не говорим о необходимости документального подтверждения всех платежей.

Выводы. Собственно, какой смысл делать выводы из этой истории? Взрослый и умный человек попался на банальный развод хитроумных дельцов. Ошибок, которые он наворотил, хватило бы не только на эту статью, но и на целое практическое пособие под названием «Как не остаться в дураках». Можно не сомневаться, что урок стоимостью в полторы тысячи рублей усвоен прочно. И теперь Влад будет сперва думать, а потом делать. Ведь наш мозг хорошо функционирует, только когда спокойна душа. А за спокойствие души нужно платить. Последним утешением может стать выполненная благородная миссия. Ведь, став наглядным пособием для всех нас, Влад многих уберег от глупостей. 

usachev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter