Не имей Амати, а умей лабати

Ансамбль народной музыки «Беседа» Белтелерадиокомпании — это музыкальный экшн в лучших традициях...

Ансамбль народной музыки «Беседа» Белтелерадиокомпании — это музыкальный экшн в лучших традициях обозначенного жанра. Те, кто хоть раз побывал на их концерте, когда в финале весь зрительный зал сливается в единое целое и дружно поет «Чарку на посошок», не забудут этого веселья никогда. Какой там фестиваль огня или бразильский карнавал! Послушайте выступление «Беседы», уверенно направляемой рукой народного артиста, лауреата Государственной премии Леонида Захлевного, — вот подлинная, клокочущая, как вулкан, стихия! В ней сплетены в одно и любовь к родной земле, и уважение к своему зрителю, и бережное отношение к музыкальной традиции, и тактичное, безупречно профессиональное ее развитие в русле жанра. Такого ошеломляющего успеха не было бы, если бы не лица и голоса «Беседы» — солисты, для которых этот музыкальный коллектив давно стал семьей. Своими «голосами» ансамбль гордится по–настоящему.


Я познакомилась с «Беседой» в Санкт–Петербурге, где коллектив выступал во время Дней культуры нашей страны. Петербуржцы, на удивление, с репертуаром ансамбля прекрасно знакомы. Что такое народное признание, какой регион нашей страны самый мелодичный и какое железное правило часто выручает артистов, мне рассказал солист «Беседы» Валентин Кириленко.


— Валентин, я знаю, вы родом из поселка Березина, который на Гомельщине. Наверняка, когда бываете на родине, земляки интересуются, где работаете.


— Ой, да. Часто говорят: «Ну ладно, ты поешь, так, а работаешь где?» Те люди, которые никогда не окунались в творческий процесс, уверены, что наш хлеб легкий. Но сцена — это таинство. Попробуйте выйти к публике неподготовленным. Уверен, от смущения не будете знать, куда девать руки и глаза, забудете все, что сказать хотели. Работа со зрителем требует огромных энергетических и душевных затрат. После каждого концерта мы приходим в гримерку мокрые, опустошенные, но счастливые от того, что народ знает наш репертуар и поет вместе с нами, продлевая век белорусской народной песне.


— Как считаете, какой регион Беларуси самый певучий?


— Со стопроцентной уверенностью сказать не могу — это вопрос для серьезного теоретического исследования. Но, насколько мне известно, в Гомельской и Брестской областях нашими этнографами было записано наибольшее количество народных песен. В принципе, каждый регион имеет свои самобытные песенные традиции. Допустим, в репертуаре нашего ансамбля есть композиция «Ай, лятала сiза павушка» — это характерная песня для Витебской области, а «Запрагай–ка, бацька, лошадзь» — исконно гомельская. По понятным причинам обожаю все гомельские мотивы, а репертуар соловья Белорусского Полесья — Степана Дубейко — считаю золотым фондом нашего фольклора. Фактически я вырос на его песнях. Кстати, все наши солисты пополняют репертуар ансамбля песнями из тех мест, откуда они родом.


— Белтелерадиокомпания помогает вам с записями концертов?


— Более того, у нас перед телевидением есть обязательство — записывать в месяц одну–две новые песни, чтобы пополнять фонотеку народной музыки.


— Выходит, с фольклором у нас полный порядок.


— А как, скажите, может умереть песня? Она будет существовать до тех пор, пока люди живут.


— Завтра состоится финал телевизионного конкурса «Евровидение». Вы наверняка знаете основную интригу нынешнего соревнования?


— Выиграют ли конкурс «Бурановские бабушки»? Думаю, займут второе место. Вряд ли Россия во второй раз пойдет на то, чтобы принимать у себя этот конкурс: все–таки его проведение требует огромных бюджетных средств, а у братьев–россиян на носу сочинская Олимпиада, им есть на что тратиться.


— В Санкт–Петербурге на вашем концерте обратила внимание, что братья–россияне знают ваш репертуар. Откуда, спрашивается?


— Думаю, в этом заслуга композитора, руководителя «Беседы» Леонида Захлевного. Он умеет придать фольклору модное современное звучание, благодаря этому наши песни моментально уходят в народ, их часто крутят на радио. К тому же в каждой концертной программе у нас есть стопроцентный гвоздь — в обработке Захлевного исполняем попурри из песен прошлых лет. Публика это обожает. Питерцы — не исключение.


— Какое впечатление у вас осталось от города?


— Гостеприимный шикарный город со своей особой аурой, где каждый дом — шедевр. В последний раз мы выступали в Санкт–Петербурге в 2007–м. Сегодня, спустя пять лет, нам показалось, что сами петербуржцы остались прежними — добрыми, отзывчивыми, очень приятными в общении. И близкими по духу к нам, белорусам.


— Вы платите им тем же. Во время ваших сольных партий, Валентин, народ неистовствует. Чем берете зал, откройте фирменный секрет?


— Самое главное правило — надо любить людей. И второе — народную песню. Я когда в юности услышал ансамбль «Беседа» по радио — пропал, по уши влюбился в этот коллектив, собирал все его записи. Два раза в неделю, после уроков в средней школе за 10 километров ездил на велосипеде в соседнюю деревню в музыкальную школу, осваивал нотную грамоту, потом поступил в музыкальное училище. Затем — в университет культуры, на кафедру белорусского народного песенного творчества. Благодарен всем своим преподавателям за то, что сумели привить мне музыкальную культуру. С ранних лет я мечтал работать в профессиональном коллективе. И долго не мучился, пришел к Захлевному с гармошкой — кстати, освоил ее самостоятельно. Леонид Константинович меня прослушал и сразу принял. Кстати, солисты десятилетиями работают в нашем коллективе. В народе его еще называют «Беседа Леонидовна».


— У вас двое сыновей. Им нравится ваш ансамбль?


— Старшему музыка нравится, у него есть и голос, и слух, и три года он занимался в музыкальной школе. Увы, бросил. Увлекся спортом. А вот младший — большой поклонник «Беседы» и ансамбля «Свята», где работает его мама и моя жена — Людмила. Сам включает наши диски, поет и танцует самозабвенно. Даст бог, продолжит династию.


— Как вы голос бережете?


— Мой голос — это мой инструмент, и лишиться его — большой грех. Поэтому есть у меня железное правило, которое, кстати, срабатывает во многих жизненных ситуациях: «Не злоупотребляй!»


— «Беседа» гастролирует довольно часто: вы были и в Португалии, и в Китае, и в Литве. Знаю, многие коллеги вам завидуют.


— А вот это зря. На нашей эстраде полно незанятых ниш. Вместо того чтобы завидовать, нужно найти свое место под солнцем и трудиться до седьмого пота. Я считаю, что конкурентов у нас нет, поскольку мы поем свой репертуар, никого не перепеваем. Все песни, созданные нашим ансамблем, — это только наш брэнд, отсюда и частые приглашения на гастроли, и слава, и признание.


— И никаких проблем?


— Жаль, что в сутках не 48 часов. Наш коллектив пребывает в постоянном творческом поиске, в работе, поэтому на домашние заботы часто времени не остается.


— А вот некоторые коллективы жалуются, что им не хватает денег на новые костюмы, инструменты.


— Конечно, денег много не бывает. Мы вот сейчас тоже планируем купить новый баян — он стоит почти 5 тысяч евро. А вообще, в музыкальной среде ходит верная поговорка: «Не имей Амати, а умей лабати». Это я к тому, что на плохой инструмент не нужно ссылаться. Если есть талант, зажечь публику можно и без всякого аккомпанемента, одним только сердцем. Солисты и музыканты нашего ансамбля исповедуют именно такой подход — душевный. Приходите к нам на концерты — отогреем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter