Выставка кукол Ирины Ромбальской открылась в музее Якуба Коласа

Не игрушки

Глобализация — именно этой теме посвящена выставка авторских кукол популярной телеведущей Ирины Ромбальской «Во взрослом интерьере», разместившаяся в залах Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа. Неожиданно и даже провокативно: в стенах, где жил классик белорусской литературы, появились неоднозначные произведения современной скульптуры. Куклы — очень условное название для арт-объектов, которые ваяет Ромбальская. Скорее, перед нами то, что называется малой скульптурной формой. Да, это небольшие стилизованные изображения людей, но к игрушкам они не имеют ни малейшего отношения.

Арт-интервенция — так охарактеризовали проект специалисты: и в самом деле, в классических стенах, которым, по мнению многих, сам бог велел быть покрытыми густой академической пылью, вдруг расцветает современное искусство. Причем по смыслу весьма резкое и на самом деле далекое от красот. С метафорами Ромбальская вообще не церемонится, так же, как и с чувствами зрителей. Что должно быть сказано, то будет сказано и точка. А нравится вам или нет — вопрос второй. 
Некоторые из выставленных красавиц-чудовищ получили свою долю успеха в Лувре и Каннах. Существование этих работ в дремлющих коласовских интерьерах при всем желании нельзя назвать органичным — они здесь чужеродны и неправильны. 
Но именно эта неправильность лучше всего иллюстрирует то, как глобализация вторгается в наш уютный, знакомый до пылинки привычный мир — всей своей чуждостью, странными, необычными формами, в которых вызывающая красота соседствует с не менее вызывающим, демонстративным уродством, а профиль Ленина на одной обнаженной груди уравновешивается изображением Микки-Мауса на другой: та самая мучительная внутренняя раздвоенность поколения, пережившего развал Советского Союза. 



Люди, незнакомые с Ириной Ромбальской и ее творчеством, зачастую ждут от работ телеведущей некоего гламура — и это те ожидания, которые никогда не оправдываются. 

— Первое мнение обо мне, складывающееся у людей: голубоглазая Барби, гламурная блондинка. Ну ребята, давайте перестанем жить этими стереотипами! — пожимает плечами Ромбальская. — Женщина в принципе уже очень давно самодостаточный член общества. А делить людей по цвету волос и глаз — вообще последнее дело, глупость и шаблонность. Поэтому можно иметь какие угодно ожидания, но мир не такой, каким он нам зачастую кажется.


В самом деле, эти произведения совершенно не гламурные — жесткие, местами даже пугающие, они как бы кричат: посмотрите, в какую пропасть движется мир! Каждая кукла демонстрирует напряженную работу авторской мысли — это всегда скульптура-вызов, скульптура-высказывание, где сквозь яркость и налет fashion-шика проступают болячки и неврозы измученного социума XXI века. Хлесткие, безжалостные и при этом легко считываемые метафоры показывают: автору принципиально важно ткнуть зрителя носом во все, что сейчас происходит в мире и в обществе, где людей рассматривают через фильтры «Инстаграма», где игра в гламур переходит в самоуничтожение, а виртуальный мир пытается подавить и растоптать реальность. 

Ромбальская и не отрицает, она стремилась не показать милую куколку, а встряхнуть зрителя, чтобы он осознал происходящее и наконец очнулся от летаргии, навеянной интернетом, рекламой и глянцевыми журналами, воспевающими «красивую жизнь»:

— Потому что мне кажется: мы заигрались, и заигрались жестоко! Заигрались в агрессию, в завышенное чувство собственной важности, в то, что мы все — эдакие боги в этом мире. Мои работы, наверное, в чем-то вызов — и в то же время мною руководит желание остановить кого-то в неправильных поступках. 

Современное искусство и должно быть спорным, его задача — будоражить и вызывать общественную дискуссию по волнующим всех нас вопросам, напоминает искусствовед, первый заместитель председателя Белорусского союза художников Наталья Шарангович:

— Я рада, что в музей Якуба Коласа пришел молодой, яркий, интересный директор — Ирина Матяс, которая не побоялась сделать такую выставку. Признаюсь, для меня эта арт-интервенция очень неожиданна. Но она хороша тем, что привлечет внимание к дому Коласа, к его атмосфере... Мы живем в XXI веке, когда любой музей должен не только вспоминать прошлое, но и высказываться. И хотя выставка, возможно, повлечет за собой дискуссию, я считаю, это очень даже хорошо. Потому что надо говорить о классике и о современности и спорить на эту тему. Именно в споре рождается истина и выстраивается путь от прошлого к будущему. 

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter